0
1142
Газета Политика Интернет-версия

17.10.2007 00:00:00

В Польше вспомнили о светскости государства

Тэги: польша, меньшинства


В Польше разгорелся сравнительно небольшой предвыборный скандал, непосредственно связанный со взаимоотношениями государства и религиозных организаций. 3 октября газета «Дзенник» сообщила, что экс-министр обороны Радослав Сикорский незадолго до своей отставки выделил 12 млн. злотых (свыше 4 млн. долл.) на строительство православной церкви для нужд военнослужащих, опекаемых специальным подразделением капелланов. Разумеется, не из своего кармана, а из бюджета министерства. Сикорский информацию не опроверг, хотя и заявил газете, что не помнит, когда он подписывал такое распоряжение.

Предполагается, что церковь построят к 2012 году. По словам православного епископа Польской армии бригадного генерала Мирослава Мирона-Ходаковского, денег, выделенных министерством, на строительство не хватит. Не исключено, что за дополнительным финансированием его управление, входящее в структуру Министерства обороны, обратится в Москву. Впрочем, на министерство православным грех жаловаться: под строительство военной церкви им выделили землю в центре Варшавы, на Мокотовских полях. Ее стоимость – свыше 30 млн. долл. Неплохой подарок, если учесть, что из 150 тыс. военнослужащих в Польше лишь 5 тыс. исповедуют православие. Это-то и вызвало споры в польском обществе: дескать, Сикорский разбазаривал государственные деньги на поддержку религиозных меньшинств.

Сам экс-министр считает, что его пытаются дискредитировать политические противники. 22 сентября стало известно, что Сикорский будет баллотироваться в депутаты Сейма (досрочные парламентские выборы пройдут в стране 21 октября. – «НГР») от «Гражданской платформы» – главного конкурента правящей партии «Закон и Справедливость» (ЗиС). В эфире «Радио Зет» Сикорский заявил, что по мере приближения выборов о его решении «позволить второй по величине конфессии страны построить себе военную часовню» представители ЗиС будут говорить все чаще. Впрочем, и товарищи Сикорского по партии считают, что поступил он опрометчиво: государственные средства стоило потратить на реабилитацию побывавших в Афганистане польских солдат.

Проблема не только в том, что православных в Польской армии мало, а денег им министр выписал якобы неприлично много. Включившиеся в дискуссию вокруг решения Сикорского юристы указывают на то, что с 1989 года в стране действует Закон «О гарантиях свободы совести и вероисповедания», и в одной из его статей черным по белому написано, что «государство и его органы не дотируют и не субсидируют Церкви и иные религиозные организации». То есть решение финансировать строительство даже самой захудалой церквушки из госбюджета можно расценивать как нарушение Конституции! Что уж говорить о церкви в центре столицы.

Однако слабость любого закона в том, что его формулировки можно при желании интерпретировать в свою пользу. Начнет ЗиС напрямую обвинять Сикорского в попрании Основного закона страны, экс-министр сможет ответить, что церковь на Мокотовских полях – военный объект. Забота государства о военнослужащем – не только зарплата, жилье и т.д. Это еще и забота о душе! Пусть православных в Польской армии и немного, но они такие же военнослужащие, как и католики. У них есть свои религиозные потребности, и министерство идет им навстречу (тем более что Польская Православная Церковь в отличие от своей католической «сестры» строительство храма финансировать не в состоянии).

Более того, из 18 православных капелланов в Польской армии большинство – профессиональные военные. Можно сказать, что государство, помогая в строительстве военных церквей, создает им благоприятные условия для работы. На настоящий момент у Православного ординариата лишь три собственные церкви. Это храм Св. Марка на территории военного городка в Бялой Подляске (восток Польши), деревянная церквушка при военном госпитале в городе Чехочинек (запад страны) и церковь Пресвятой Богородицы, нуждающийся в ремонте памятник архитектуры в Пшемысле (юго-восток). В Варшаве, Гданьске и Вроцлаве православные капелланы временно совершают богослужения в православных кафедральных соборах. Так что строительство новой церкви – не блажь и не каприз.

«Не мог же я, будучи министром, поддерживать только католиков», – заявил Сикорский, выступая по радио. Действительно польские политики поднаторели в интерпретации закона в пользу Католической Церкви, причем касается это не только правых. Вот любопытный пример: в конце 1990-х Сейм поддержал инициативу примаса Польши кардинала Юзефа Глемпа построить в Варшаве храм Божественного Провидения. Речь идет о проекте, который так и не был реализован с XVIII века!

Стоимость строительства оценили в 100–110 млн. злотых (свыше 40 млн. долл.), и представители партии «Союз левых демократов» (sic!) в Сенате в 2004 году предложили пересмотреть проект госбюджета с тем, чтобы выделить на храм пятую часть требуемой суммы. Теряя популярность в обществе, левые пытались заигрывать с Церковью. Безрезультатно: в 2005 году уже они оказались в меньшинстве в обеих палатах парламента.

Теперь уже правое большинство пыталось включить финансирование храма Божественного Провидения в проекты бюджетов 2006 и 2007 годов. При этом выделяемую государством сумму предлагали удвоить! Разумеется, левые, которым лояльность Церкви была уже ни к чему, тут же напомнили своим оппонентам о Конституции, о светском характере государства и т.д. Правые отвечали, что строительство храма – не что иное, как «охрана национального наследия», а на такое благое дело не грех выделить и государственные средства. В итоге Сейм подобные проекты не утвердил, строительство церкви в текущем году было приостановлено «из-за нехватки средств», но попытки прогнуть закон под себя делались и, видимо, еще не раз будут предприниматься.

В прошлом году Страсбургский суд по правам человека начал рассмотрение иска Польской Православной Церкви к Польскому государству. Исторические предпосылки этого иска таковы. В 1950-е годы власти коммунистической Польши передали православным более 20 униатских церквей. Православные отреставрировали их, а часть заново отстроили. В конце 80-х новая власть пообещала передать православным храмы в собственность. Впоследствии в 1991 году в период президентства Леха Валенсы государство переменило решение. Православным предписали делить церкви с униатами до принятия «особого решения». Конституционный суд Польши отверг иски православных. Тогда они обратились в Страсбург.

В Страсбурге спросили у польских властей: почему в стране сложилась такая ситуация? Почему Католическая Церковь по принятому в 1989 году закону автоматически получила в собственность все используемые церковные сооружения (в том числе и 150 бывших православных храмов!), а православные – нет? Польские власти в ответ рассказали страсбургским судьям о брестской унии, зловредных коммунистах и о том, что «православие на польской земле – орудие русификации, разрушающее католическую идентичность поляков». Комментарии излишни!

Католическая Церковь в Польше – по-прежнему серьезная сила. Ради ее поддержки на выборах можно закрыть глаза на расхождения между собственными законопроектами и положениями Конституции. За православный электорат никто из польских политиков бороться не станет. Поэтому, когда речь идет о поблажках (крайне редких!) православным со стороны государства, все вокруг вмиг становятся принципиальными поборниками Основного закона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1404
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1042
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1363

Другие новости