Деметриос Архонтонис – пожилой, но весьма энергичный грек с седой окладистой бородой. Он проживает в Стамбуле, в квартале Фанар, и является священнослужителем Константинопольской Православной Церкви. Жизнь он ведет насыщенную: богослужения, проповеди, встречи, а подчас и зарубежные поездки и выступления на международных форумах. На улицах Стамбула и в общественных местах Архонтонис появляется в облачении священнослужителя – такой привилегией по турецкому законодательству не наделены даже митрополиты, члены Священного Синода Константинопольской Церкви. И ничего удивительного: всему миру Деметриос Архонтонис известен как Варфоломей I, глава Константинопольской Церкви, носитель титула Вселенский Патриарх. Именно из-за этого титула его фигура постоянно оказывается в центре ожесточенных споров с участием политиков и дипломатов.
Для турецких властей Варфоломей I – всего лишь глава небольшой греческой православной общины Фанара, и не более того. В то же время министр иностранных дел Греции Дора Бакояннис и председатель Европейской народной партии Вилфред Мартенс в конце июля с.г. призвали Анкару признать «международный статус Вселенского Патриархата». В подписанном ими коммюнике говорится, что «Вселенский Патриарх был главой православных во всем мире с VI века» и сегодня «является духовным лидером для 300 миллионов православных». Упрямство Анкары, похоже, может закрыть для Турции путь в Евросоюз, куда изо всех сил стремится привести страну правительство Реджепа Тайипа Эрдогана.
В июне Высший апелляционный суд Турции завершил рассмотрение иска против Варфоломея I и 12 членов Синода Константинопольской Церкви. Им инкриминировалось «незаконное» отстранение настоятеля болгарского прихода в Стамбуле Константина Костова в 2002 году. Истцы, представители болгарской общины, утверждали, что Патриарх и Синод препятствуют им в «совершении религиозных церемоний и богослужений». Константинопольским иерархам грозило суровое наказание – вплоть до года тюрьмы! Но суд решил иначе...
Адвокат Варфоломея I Кезбан Хатеми заявил в суде, что именно Константинопольский Патриарх, как это принято, назначил Костова на приход, но тот, неблагодарный, решил проявить самостоятельность и даже не упоминал имя предстоятеля Константинопольской Церкви во время богослужений. Реприманды Фанара Костов игнорировал, а Варфоломей I уполномочен лишить кафедры любого православного священника на территории Турции. Истцов-болгар эти доводы совершенно не устроили, они заявили, что болгарский приход в Стамбуле вышел из юрисдикции Константинопольского Патриархата еще в середине XIX в. Зато турецких судей, боящихся заблудиться в межправославных дебрях, объяснения Константинополя вполне удовлетворили. Но чтобы жизнь не казалась Варфоломею I медом, они не преминули напомнить, что титул Вселенского Патриарха, на который Константинополь постоянно ссылается, для светской юридической системы совершенно «парадоксален» и потому не признается властями Турецкой Республики.
Тут с новой силой разгорелась дискуссия, не затихающая уже много лет. Сам Варфоломей I, комментируя решение суда, заявил, что титул Вселенский Патриарх – сугубо церковный и не может иметь отношения к светской юридической системе. Патриарха поддержали в МИД Греции, для которой сохранение греческого культурного влияния в Средиземноморье – дело чести. На процитированное выше заявление Бакояннис и Мартенса ответили в Московском Патриархате. Там заявили, что в VI веке «вселенной» («ойкуменой») именовалась Византийская империя, а Константинопольский Патриархат – лишь одна из 15 автокефальных Православных Церквей, причем «далеко не самая многочисленная по количеству верующих». 300 млн. православных, считающих Варфоломея I своим духовным лидером, – явное преувеличение.
Вечером 25 июля разразился небольшой дипломатический скандал. Турецкие чиновники, приглашенные на прием в посольство США, манкировали приглашением «американских друзей» и не пришли. Причина? Дело в том, что Варфоломей I также получил приглашение, и как раз в статусе Вселенского Патриарха...
Соединенные Штаты неизменно интересуются ситуацией вокруг Константинопольского Патриарха. Ее отслеживает Государственный департамент, включая свои соображения в ежегодный мониторинг соблюдения прав верующих в мире. В мае с.г. премьер-министр Турции Эрдоган получил письмо из Комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США. 42 конгрессмена критиковали Анкару за вмешательство в дела Константинопольского Патриархата. «Патриархат может прекратить свое существование в обозримом будущем, если Турция не изменит свою политику», – предупреждали они.
Анкара требует, чтобы глава Константинопольской Церкви был турецким гражданином, а среди греков-фанариотов скоро днем с огнем будет не сыскать квалифицированного священника, а что уж говорить о кандидате в Патриархи? Мало того что сама греческая община сокращается, как шагреневая кожа (сегодня она насчитывает около 3 тыс. человек), так еще и единственная православная семинария на острове Халки (по-турецки – Хейбели) была закрыта по решению властей в 1985 году.
На титул Вселенский Патриарх турецкие кемалисты и националисты реагируют, как бык на красную тряпку, видя в нем угрозу создания «православного Ватикана» на территории Турции. Варфоломей I, американские и европейские дипломаты комментируют это одним словом – абсурд. Однако логика националистов вполне понятна: Ватикан маленький, а католиков, считающих Папу Римского своим духовным лидером, «тьмы и тьмы». Так и с Варфоломеем I: Фанар – всего лишь стамбульский квартал, а за главой местной православной общины, оказывается, стоят 300 млн. верующих! Европарламентарии и греческий МИД своими взятыми с потолка цифрами лишь льют воду на мельницу националистов, подогревая их подозрительность.
В свою очередь, упорная защита интересов Варфоломея I со стороны США – не только дело рук влиятельного «греческого лобби». Соединенные Штаты, судя по всему, православие интересует в политическом плане: Константинополь – явный конкурент Московского Патриархата в православном мире. При этом США поддерживают Эрдогана и его Партию справедливости и развития (ПСР), ориентированных на вступление в Евросоюз.
Как сообщает газета Zaman, победу партии Эрдогана на июльских парламентских выборах в греческой православной общине приняли с энтузиазмом. От мусульманина Эрдогана ждут пересмотра жесткого светского законодательства. Противники ПСР утверждают, что у партии есть скрытая исламистская программа, а ее проевропейская риторика – маска, мимикрия. Но на Фанаре этим словам не придают значения. Или делают вид, что не придают, пытаясь выиграть что-то для себя уже сейчас, не заглядывая в будущее.