Президенты США хотя бы внешне всегда были верующими, причем христианами. В то же время от численности последователей той или иной христианской конфессии или протестантской деноминации никак не зависит то, сколько католиков, баптистов, методистов или лютеран попадет в высшие эшелоны власти. Более того, между конфессиональной и партийной принадлежностью политиков прямой связи не наблюдается. Так, например, из 25 католиков, заседающих сегодня в Сенате (верхней палате Конгресса) США, 16 – демократы и 9 – республиканцы.
Епископальной Церкви США принадлежит своего рода рекорд по числу своих прихожан, избиравшихся президентами страны. Таких за всю историю США было 11 человек. Четверо из них стали хозяевами Белого дома в XX веке. Исходя из этой статистики можно предположить, что Епископальная Церковь – самая мощная протестантская деноминация в Соединенных Штатах. Ошибочное предположение: прихожанами Епископальной Церкви являются лишь 1,7% американцев! То же самое наблюдается и в случае с Пресвитерианской Церковью: за последнее столетие трое пресвитериан стали президентами США, при этом лишь 2,8% граждан страны – члены этой Церкви.
В то же время представительство некоторых христианских конфессий во властных структурах США явно уступает их популярности среди населения страны. Например, около четверти граждан Соединенных Штатов – католики. Однако за всю историю католическая община США «делегировала» в Белый дом лишь одного президента – Джона Кеннеди! Всего четверо президентов пришлось на долю баптистов – крупнейшей протестантской деноминации США (18% населения). Трое из них стали президентами в XX столетии.
Некоторым представительным религиозным общинам США так и не посчастливилось до сих пор заполучить «своего» президента. Это и лютеране, и иудеи, и мормоны, и мусульмане, и православные, и буддисты. Не говоря уже о том, что 15% населения страны считают себя атеистами или агностиками, однако президентов с подобными убеждениями в истории США еще не было. Более того, сегодня среди сенаторов нет ни одного неверующего человека. Схожая картина наблюдается и в Палате представителей: лишь один конгрессмен в 2007 году заявил, что он «нон-теист». Это религиозное течение – причудливая смесь атеизма, агностицизма и буддизма, в котором напрочь отвергается Абсолют божества.
Эта диспропорция совершенно не означает, что религиозный фактор слабо влияет на избирательный процесс в США. Социологические исследования, напротив, показывают, что волеизъявление граждан относительно легко спрогнозировать, если принять во внимание их принадлежность к той или иной религиозной организации. Куда сложнее сделать прогноз на основании тех факторов, которые традиционно берут в расчет политтехнологи и избирательные штабы: возраст, пол, уровень образования, регион проживания и т.п. В марте 2004 года, согласно опросу службы Gallup, 64% американцев заявили, что их религиозные убеждения влияют на то, кому они отдают свой голос на выборах. Верующие люди, как отмечают эксперты, куда более дисциплинированно относятся к своему волеизъявлению, чем неверующие, и на избирательные участки приходят чаще. Неудивительно, что и американские политики в ходе предвыборной гонки стремятся завоевать симпатии верующих.
Как отмечает в одной из своих последних книг известный американский религиовед, профессор университетов Майами, Оксфорда и Огайо Питер Уильямс, в США действует «географический» принцип распространения христианских конфессий. И если в крупных городах христианские Церкви и другие религиозные организации существуют бок о бок, то в сельской местности наблюдается четкое разделение. Католики, например, составляют большинство населения северо-востока США (штаты Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Род-Айленд, Мичиган), где на заре американской истории селились выходцы из Италии, Ирландии и Польши. В то же время католики – выходцы из Латинской Америки в прошлом активно осваивали и продолжают осваивать юго-запад США.
Лютеране, методисты, пресвитериане особенно многочисленны на Среднем Западе, здесь можно даже говорить о своего рода «протестантских анклавах»: баптисты составляют большинство в штатах Западная Вирджиния и Арканзас, а 71% населения штата Юта – мормоны (которые присутствуют и в западных штатах – в Калифорнии, Орегоне, Неваде).
На центральные и южные штаты, населенные главным образом белыми протестантами европейского происхождения (классическая формула «настоящего американца» – «белый англосакс-протестант»), в ходе избирательных кампаний делают основную ставку республиканцы. В свою очередь, основной электорат Демократической партии США – это жители мегаполисов на побережьях, настоящего «плавильного котла», в котором перемешаны представители различных народов, культур и религий. Республиканцы более консервативны в вопросах этики, нежели демократы, и их успех среди населения штатов, в которых преобладают пятидесятники или баптисты, отнюдь не случаен. В Республиканской партии есть и католики, но их выдвижение, например, на пост президента практически невозможно – протестантские штаты едва ли поддержат такую кандидатуру.
По мнению экспертов, причина лежит не столько в этической плоскости, сколько в различии типов «харизматической протестантской» и «католической» религиозности. Политик-католик не всегда готов открыто свидетельствовать о своей личной вере. Избиратель из числа протестантов Среднего Запада или Юга ему не слишком доверяет. В итоге католики, занимающиеся политикой, буквально вынуждены примыкать к Демократической партии, более либеральной в вопросах этики. Подчас из-за этого у них даже возникают трения с консервативными иерархами Католической Церкви.
В 1928 году кандидат в президенты США от Демократической партии католик Эл Смит заявил, что его преданность Католической Церкви превыше верности Конституции США и американскому народу в целом. Эти высказывания стоили Смиту президентского кресла – американцы приняли их в штыки. Противоположное по смыслу заявление в 1960 году сделал первый и единственный президент-католик в истории США Джон Кеннеди. Он сказал, что будет следовать Конституции США даже в том случае, если его действия будут противоречить позиции Церкви. Можно вспомнить и критику, которой в 2004 году Ватикан подверг кандидата в президенты США от демократов Джона Керри. Сенатор Керри, по мнению Римской Курии, не должен был поддерживать право женщин на аборт.
Проведенный в середине 2006 года по инициативе организации Pew Research Center опрос дал следующие результаты: 51% американцев считают, что все религиозные общины – христианские, мусульманские, иудейские или буддийские – обязаны выражать политические взгляды своих членов. 46% опрошенных, в свою очередь, выразили мнение, что дело религиозных организаций – собственно религия, но никак не политика.
Нынешний хозяин Белого дома Джордж Буш в своих выступлениях постоянно затрагивает религиозные темы. Опрос, проведенный в начале 2007 года службой Gallup, показал, что лишь 24% американцев этим обстоятельством не довольны и полагают, что религии в речах президента должно быть меньше. При этом 52% опрошенных заявили, что подобные выступления Буша «нормальны», а 14% американцев даже считают, что президент говорит о религии «недостаточно».
Автор книги «Благочестие и политика» Барри Линн заметил, что традиционные «больные» проблемы Америки, во многом определяющие исход выборов, часто имеют религиозную подоплеку. К таким проблемам, например, относятся право женщин на аборт, право гомосексуалистов на заключение браков, право образовательных и государственных учреждений размещать в своих помещениях религиозные символы, право американцев на владение оружием и т.д. Дискуссии политиков по этим вопросам находятся в центре внимания американцев. Особую активность здесь проявляют протестантские консерваторы, выступающие за усиление влияния религии на американское государство и общество.
Как отмечает Washinghton ProFile, в 1970–1980 годах интерес американских политиков к религии снизился. «Ренессанс» произошел в 90-е годы. В это время неотъемлемым элементом поведения любого кандидата в президенты стало цитирование Библии и подчеркивание собственной религиозности, «веры в Бога». На этом поприще особенно преуспели консервативные республиканцы, впрочем, и куда более либеральные демократы от своих соперников не думали отставать. Бывший вице-президент США демократ Альберт Гор в 1999 году, выступая перед избирателями, постоянно задавался вопросом: «А как бы в этом случае поступил Иисус?» Это стало фирменным знаком его президентской кампании, которую Гор тем не менее проиграл Джорджу Бушу-младшему.
Предполагаемые участники президентской гонки-2008 также подчеркивают свои религиозные пристрастия. Сенаторы-демократы Хиллари Клинтон и Джон Эдвардс заявляют о своей принадлежности к Методистсткой Церкви. Демократ Барак Обама – член Объединенной Церкви Христа. Бывший мэр Нью-Йорка республиканец Рудольф Джулиани говорит о себе как о католике, причем консервативном – только так он может рассчитывать на поддержку протестантского электората. Республиканцы Джон Маккейн и Митт Ромни соответственно епископал и мормон. Любопытно, что в числе возможных кандидатов на президентское кресло есть и бывший баптистский пастор, экс-губернатор штата Арканзас Майк Хакаби.
Интересно, что еще в 1994 году тот же Ромни выступал за легализацию абортов и соблюдение прав сексуальных меньшинств, хотя это явно противоречило позиции большинства членов Республиканской партии. В настоящее время он выступает однозначно против абортов и однополых браков. Причина подобной метаморфозы довольно проста: в 1994 году Ромни с успехом боролся за пост губернатора штата Массачусетс, в котором традиционно популярны либеральные взгляды. Сегодня же он вышел на федеральный уровень и нуждается в поддержке религиозно-консервативного крыла электората республиканцев.
Аналогичный путь избрал и Рудольф Джулиани. Будучи на протяжении 8 лет мэром одного из самых либеральных городов США (Нью-Йорка), он выступал в поддержку однополых браков, абортов и против бесконтрольного владения оружием. Теперь и в его взглядах произошел поворот на 180 градусов. Выступая недавно на одном из самых консервативных телеканалов США Fox News, он, в частности, заявил об осуждении искусственного прерывания беременности.
Религиозные организации США постепенно превращаются в фабрики «политических звезд». Сейчас они оказывают прямое влияние на политические процессы в стране. И если сегодня по представительству тех или иных религий, христианских конфессий или протестантских деноминаций среди конгрессменов или министров сложно судить о религиозной демографии США, то кто знает, что будет завтра?
Религия и структуры власти в США
Все 43 президента США (включая нынешнего хозяина Белого дома Джорджа Буша) были христианами. 11 из них являлись прихожанами Епископальной Церкви, 10 – Пресвитерианской, 5 были методистами, по 4 человека «делегировали» в Белый дом баптисты и унитарии, двоих – квакеры (Герберта Гувера и Ричарда Никсона), одного – конгрегационалисты (Калвин Кулидж). Джеймс Гарфильд и Линдон Джонсон были прихожанами Церкви последователей Христа, Мартин ван Бюрен – Реформатской Церкви Америки. Такие президенты, как Томас Джефферсон, Авраам Линкольн и Эндрю Джонсон, называли себя христианами, но публично не афишировали ни своей конфессиональной, ни деноминационной принадлежности.
Нынешний президент США Джордж Буш первоначально принадлежал к Епископальной Церкви, как и его отец, но впоследствии сменил свое вероисповедание и стал методистом. Вероисповедание некоторых президентов по-прежнему остается загадкой для исследователей. Так, Теодор Рузвельт изначально был прихожанином Реформатской Церкви Америки, но, перебравшись в Вашингтон, стал посещать Епископальную Церковь. Дуайт Эйзенхауэр в 1953 году стал членом Пресвитерианской Церкви, однако, по сведениям различных источников, воспитывался в семье меннонитов, или Свидетелей Иеговы.
Из 100 конгрессменов, заседающих в Сенате США (верхняя палата Конгресса) созыва 2006 года, 25 католиков (16 демократов, 9 республиканцев), 13 иудеев (9 демократов, 2 республиканца, 2 «независимых», в том числе и бывший кандидат на пост вице-президента Джозеф Либерман), 12 пресвитериан (10 и 2), 11 методистов (6 и 5), 10 епископалов (6 и 4), 7 баптистов (6 и 1), 5 мормонов (4 и 1), 3 конгрегационалиста (2 и 1), 3 лютеранина (все демократы), 2 протестанта, не называющих свою деноминацию (1 демократ, 1 республиканец), 2 адепта Объединенной Церкви Христа (оба демократы), 1 представительница Элладской Православной Церкви (республиканка). Еще 5 человек принадлежат к небольшим протестантским деноминациям.
В Палате представителей Конгресса США заседают 435 конгрессменов, среди которых: 130 католиков, 60 баптистов, 49 методистов, 34 пресвитерианина, 30 иудеев, 27 епископалов, 22 протестанта, не декларирующих свою деноминацию, 16 христиан, не декларирующих свою конфессиональную принадлежность, 14 лютеран, 10 мормонов, 2 буддиста, 1 мусульманин. 6 конгрессменов не определились со своей религиозной принадлежностью, один называет себя «нон-теистом», остальные принадлежат к небольшим протестантским деноминациям.
Пять из девяти судей, пожизненно являющихся членами Верховного суда США, в том числе и председатель суда Джон Робертс, католики. Двое судей – иудеи, один – епископал, один – протестант, не конкретизирующий свою деноминацию. За всю историю Верховного суда в нем работали 108 человек: 35 епископалов, 19 пресвитериан, 11 католиков, 10 унитариев, 7 иудеев, 5 методистов, 3 баптиста, остальные принадлежали к небольшим религиозным группам или просто называли себя «протестантами». В Верховном суде никогда не заседали мусульмане, мормоны, буддисты и православные.
Фото Reuters