Столица Пакистана Исламабад, несмотря на свое название («Город ислама»), долгое время оставалась наиболее светским городом страны. На нее слабо повлияла политика исламизации, инициированная президентом Пакистана генералом Мухаммадом Зия уль Хаком в конце 70-х годов прошлого столетия. Однако именно здесь, в столице, действуют исламистские мечети и медресе, не подвергаясь при этом вполне ожидаемому жесткому давлению со стороны властей.
К 1988 году, когда погиб генерал Зия уль Хак, в Пакистане действовали 3 тыс. медресе – настоящие «кузницы кадров» для джихада против советских войск в Афганистане. Так, выпускники пакистанского медресе Хаканийя приняли активное участие в создании движения «Талибан», представители которого находились у власти в Афганистане с 1996 по 2001 год. После вывода советских войск из Афганистана многие пакистанские моджахеды стали возвращаться на родину и основывать здесь все новые и новые медресе. Их сегодня в Пакистане лишь по официальным сведениям около 13,5 тысячи. Некоторые неофициальные источники говорят чуть ли не о 40 тысячах медресе!
Многие исламские учебные заведения в Пакистане не имеют государственной регистрации. В самом Исламабаде, по некоторым данным, 81 незарегистрированное медресе. Два из них – «Джамия Фаридия» (мужское) и «Джамия Хафса» (женское) – в этом году оказались в центре внимания всей страны.
Оба медресе были основаны в 1966 году при мечети Лал масджид (так называемой Красной мечети, построенной из красного кирпича в 1965 году) суннитским лидером, хатибом (проповедником мечети) Мухаммадом Абдуллой. В 1998 году, в период обострения суннитско-шиитских противоречий, он был убит, после чего саму мечеть и оба медресе возглавили его сыновья – Мухаммад Абдул Азиз и Абдул Рашид Гази. При них число студентов достигло 9 тыс., из которых 3 тыс. учащихся – юноши, а 6 тыс. – девушки. Азиз и Гази никогда не скрывали своих симпатий к движению «Талибан». Гази даже признается в том, что в 80-е годы лично участвовал в джихаде против советских войск.
Красная мечеть не разделила судьбу многих организаций, запрещенных в Пакистане в начале XXI века по обвинению в поддержке исламистов. Даже после того как в 2005 году Мухаммад Абдул Азиз издал фетву, осуждающую пакистанских военных, ведущих борьбу с силами «Талибана» в районе пакистано-афганской границы, государство всего лишь прекратило выплачивать ему зарплату, которую он получал в качестве хатиба мечети. Ни мечеть, ни два медресе не были закрыты.
Этой зимой студенты медресе под руководством Азиза и Гази перешли от слов к действиям. Власти Исламабада проигнорировали их требования остановить снос незарегистрированных мечетей и медресе. В ответ 21 января студентки «Джамия Хафсы» захватили помещение государственной детской библиотеки, которое удерживают до сих пор, обещая освободить лишь в случае восстановления разрушенных мечетей.
В конце марта Красная мечеть выдвинула новое требование – в течение недели ввести во всей стране шариат. Правительство на этот призыв не откликнулось. После этого студенты «Джамия Фаридии» и «Джамия Хафсы» провели в столице ряд акций в духе талибской «полиции нравов». Сначала они захватили в Исламабаде женщин, обвиняемых в организации публичного дома, принудили к «покаянию» и лишь после этого выпустили. Действия полиции оказались неэффективными: на арест двух преподавательниц «Джамия Хафсы» студентки ответили захватом в заложники двух полицейских.
Комментируя этот случай, Абдул Рашид Гази обвиняет власти в бездействии: «Много раз люди обращались в полицию, к местным властям с требованием закрыть бордель. Им ничего не ответили. Если власти не делают свою работу, тогда ее будет делать народ. Так учит ислам».
Вторая из получивших широкий резонанс акций студентов-исламистов – сожжение кассет и дисков с «порнофильмами», оказавшимися на поверку работами индийских и западных кинематографистов. В Красной мечети считают, что посредством подобной кинопродукции пакистанцам навязываются чуждые исламу ценности. Одновременно с сожжением фильмов в Исламабаде были зафиксированы случаи нападения на видеомагазины. Полиция задержала нескольких человек, связанных с Красной мечетью, в том числе бывшего сотрудника Межведомственной разведки Пакистана Халида Хваджу. В ответ студенты медресе захватили 18 мая четверых полицейских вместе с патрульной машиной.
Этот шаг повлек за собой рост напряженности вокруг мечети. Со стороны властей был выбран главный переговорщик – влиятельный политик Чаудхри Шуджат Хуссейн, председатель правящей Пакистанской мусульманской лиги. Он, как и ряд других политиков, постоянно говорил о необходимости мирного разрешения конфликта. Одновременно в боевую готовность были приведены от 10 до 15 тыс. сотрудников сил правопорядка, включая подразделения специального назначения. Два главных госпиталя столицы были подготовлены к приему раненых. На случай кризисной ситуации был разработан альтернативный план автомобильного движения в городе.
В то же время не была прекращена подача электричества, воды и газа в комплекс Красной мечети. Продолжала функционировать FM-радиостанция, которая передавала угрозы Мухаммада Абдула Азиза и Абдула Рашида Гази послать до 10 тыс. террористов-смертников в бой против властей. «Наши жизни и есть наше оружие!» – заявлял один из братьев.
До штурма дело не дошло. Уже 19 мая была освобождена первая пара полицейских, а 24-го – вторая. Причем, по словам братьев, Красная мечеть совершила этот жест доброй воли по просьбе родственников захваченных полицейских, не получив от властей ничего взамен. В настоящее время братья продолжают выдвигать требования о введении шариата, закрытии видеомагазинов, массажных салонов и борделей, угрожают властям организацией терактов в случае попыток захватить мечеть.
Почему же власти Пакистана, ведущие борьбу с «Талибаном» на пограничных с Афганистаном территориях, заняли такую пассивную позицию в отношении оплота исламизма в самом центре страны? Оппозиционные президенту Первезу Мушаррафу политики видят в истории с Красной мечетью очередной маневр властей накануне всеобщих выборов. По их мнению, эта история отвлекает внимание пакистанского общества от острых внутренних проблем. Оппозиция полагает, что Мушарраф использует мечеть в качестве пугала для западных партнеров по антитеррористической коалиции. Дескать, вот альтернатива действующей власти. Кроме того, возможное вооруженное противостояние с Азизом и Гази может стать поводом для введения в стране чрезвычайного положения и продления полномочий действующего президента.
Однако версия о сговоре властей с Красной мечетью очень сомнительна. Среди чиновников и политиков, участвовавших в переговорах с Азизом и Гази, было немало сторонников силового метода разрешения конфликта. Однако «голубей» оказалось больше, чем «ястребов». Обострение ситуации вокруг Красной мечети скорее свидетельствует о системных противоречиях внутри правящей элиты Пакистана, об отсутствии единомыслия, чем о «талибанизации» столицы или сознательных маневрах властей накануне выборов. Очевидно, и сейчас в сердцах ряда чиновников находит отклик призыв Абдула Рашида Гази «сделать политическую систему Пакистана истинно исламской».
Исламабад–Москва