Важнейшее событие уходящего года для религиозной жизни в России произошло, как ни странно, за пределами нашей страны, в США, а точнее – в Сан-Франциско. Там в начале мая прошел IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей. РПЦЗ приняла решение о восстановлении канонического общения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП), после чего этот процесс стал быстро продвигаться к логическому завершению. Выработанный на совместных комиссиях Акт о каноническом общении был утвержден Синодами РПЦ и РПЦЗ в августе–сентябре, а 1 ноября его текст был официально обнародован. Наконец, в декабре был определен срок восстановления церковного единства – май 2007 года.
При этом не все «подводные камни» объединительного процесса удалось обойти. Существенная оговорка со стороны «зарубежников» касалась участия РПЦ в работе экуменических организаций, в частности – ее членства во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ). В Московском Патриархате в течение всего года давали понять, что участвуют в работе ВСЦ лишь постольку, поскольку это «хорошая трибуна» для «свидетельства о православии». Между тем еще в феврале делегация РПЦ принимала участие в IX Ассамблее ВСЦ в Порту-Алегри (Бразилия).
Наиболее консервативная часть «зарубежников» припомнила РПЦ и ее советское прошлое. В частности, из уст некоторых зарубежных иерархов раздавались требования «покаяться» в сотрудничестве с атеистическим режимом. Линия «непримиримых» вызвала раскол в РПЦЗ, однако никак не отразилась на позиции Московского Патриархата.
Гораздо более болезненными для РПЦ стали события в Сурожской епархии РПЦ (Великобритания). Управляющий епархией епископ Василий (Осборн) в мае заявил о переходе в Константинопольский Патриархат и вскоре был принят туда с новым титулом. Епархия, известная своими либеральными традициями, была фактически расколота. Более того, эта ситуация осложнила и без того непростые отношения РПЦ с Константинопольским Патриархатом. Священный Синод запретил епископа Василия в служении и назначил в епархию нового управляющего. Однако события вокруг РПЦЗ и в Сурожской епархии практически не повлияли на положение РПЦ внутри России.
Другие российские религиозные организации еще менее были подвержены каким-либо структурным изменениям. Слухи о возможном «слиянии» Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР), появившиеся в марте, так и остались слухами. То же можно сказать и о взаимоотношениях организаций российских мусульман. Хотя идея создания Совета улемов была озвучена на II Всероссийском мусульманском форуме, само это мероприятие, прошедшее в Нижнем Новгороде в начале ноября, осталось почти незамеченным.
Летом в России была образована новая религиозная организация – Евангелическо-Лютеранская Церковь России (ЕЛЦР). Она откололась от «старой» Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЕЛЦ), объединяющей приходы в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии, но судя по всему избегает излишнего противопоставления ей.
Религиозные организации, и в первую очередь Русская Православная Церковь, добились укрепления своих позиций в Вооруженных силах и в системе образования. В частности, в июле в Калининграде состоялись IV Всероссийские сборы военного духовенства, а в декабре Патриарх Алексий II призвал законодательно закрепить институт военных священников. В школах некоторых регионов России (Белгородская область) предмет «Основы православной культуры» был включен в качестве обязательного в учебные программы. При этом взаимоотношения религиозных организаций, и РПЦ в том числе, с государством вовсе не безоблачны.
Например, налоговые льготы для религиозных организаций сопровождались требованием предоставления ими подробной отчетности о своей хозяйственной деятельности не только в налоговые, но и в регистрационные органы. Сотрудничество с Вооруженными силами не помешало принятию закона, лишающего учащихся духовных учебных заведений отсрочек от военной службы. А требования РПЦ ввести обязательное преподавание «Основ православной культуры» было негативно воспринято в Министерстве образования и науки, которое инициировало дискуссию в Общественной палате РФ по этому поводу.
Если говорить о прогнозах на следующий год, то обозначенные тенденции будут сохраняться. Армия и школа останутся основными «полями деятельности» религиозных организаций в России, причем в регионах клерикализация будет только расти. Как будет выглядеть закон о преподавании предметов, касающихся религиозной проблематики, в школе (если он и будет принят) – пока можно только гадать. Что же касается «окончательного и бесповоротного» объединения Московского Патриархата и Зарубежной Церкви, то оно состоится, но не без некоторых потерь в рядах «зарубежников».