Боливийские католики могут перевести дух. Правительство страны не станет вопреки своим планам исключать из школьной программы уроки Закона Божьего и заменять их историей национальных религий Боливии. Соответствующий меморандум был подписан президентом-социалистом Эво Моралесом и главой Конференции католических епископов Боливии (ККЕБ) кардиналом Хулио Терразасом в конце июля в городе Кочабамба.
В июне правительство Моралеса заявило о намерении провести секуляризацию школьного образования в стране. Это вызвало бурные протесты среди католиков в таких крупных городах, как Ла-Пас, Сукре и Кочабамба. Президент был вынужден успокоить протестующих, заверив их в том, что секуляризация не коснется учебных заведений, принадлежащих Католической Церкви. Напряжение спало, но лишь на короткое время – до июльского заявления министра образования Боливии Фелиза Патци.
Выступая 10 июля на ассамблее по проблемам образования в Сукре, Патци подчеркнул, что новый секулярный образовательный стандарт будет обязательным как для государственных, так и для частных школ. По словам министра, все это меры, необходимые для так называемой «деколонизации» образования и «борьбы с социальным и расовым неравенством». «Секулярный» означает «свободный от индоктринации», подчеркнул Патци, по национальности индеец-аймара, как и сам президент Моралес.
Логика боливийского правительства понятна. Засилие католицизма в образовательной сфере рассматривается как пережиток колониального прошлого и орудие дискриминации коренного населения Боливии. Теперь же с приходом к власти первого в истории президента-индейца коренное население получило шанс на своеобразный реванш. В рамках истории национальных религий Боливии планировалось сделать весомый акцент на верованиях индейцев аймара и кечуа, а католицизму в новом школьном курсе отводилась роль «одной из» христианских конфессий страны.
Легко себе представить возмущение Католической Церкви! На II Конгрессе по вопросам образования под эгидой ККЕБ было высказано мнение, что предлагаемые правительством реформы нарушают гарантированную Конституцией страны свободу совести. «Ребенок имеет право получать религиозное образование, если такова воля его родителей», утверждали делегаты Конгресса. Законопроект, разработанный в ведомстве Фелиза Патци, де-факто лишал родителей права голоса в этом вопросе.
Кардинал Терразас, в свою очередь, укорял католиков за их «пассивность» перед лицом планируемых реформ Моралеса. «Великие войны начинаются с малого, с подобного выражения ненависти и неумения прощать», – сказал кардинал. Эво Моралес же выразил обеспокоенность «поведением некоторых иерархов Католической Церкви», действия и речи которых «напоминают о временах инквизиции».
Что же заставило Моралеса сесть за стол переговоров с кардиналом Терразасом и, как итог, дать реформе образования обратный ход? Общественное мнение, не иначе. Парадоксально, но факт: при том, что свыше 60% населения Боливии составляют представители коренных народов, «антиколониальная» реформа образования оказалась крайне непопулярной. По данным социологического опроса, проведенного газетой «La Razon», рейтинг Эво Моралеса за последние месяцы упал на 7%. Католической Церкви в стране при этом доверяет 83% населения.
Подавляющее большинство боливийцев (свыше 75%) считают себя католиками. Безусловно, речь зачастую идет о своеобразном двоеверии, практикуемом и самим Эво Моралесом. Беседуя с журналистами в Ла-Пасе, президент недавно заявил, что он – католик, но в то же время «является приверженцем культа матери-земли Пачамамы».
Среди индейцев-аймара таких «католиков, не брезгующих Пачамамой», немало. Однако, по всей видимости, они считают, что в семье их детей в достаточной мере посвящают в основы индейских культов, и получение дополнительной информации за школьной партой в этой ситуации излишне. Таково мнение общества. Странно, что Фелиз Патци, социолог по образованию, этого не учел.
Образование – пожалуй, основная «зона влияния» Католической Церкви в странах Латинской Америки, и иерархи Церкви к любым инициативам государства в этой области относятся с большой подозрительностью. Так, в 1997 г. все тот же кардинал Терразас с трибуны ассамблеи ККЕБ призывал президента страны Гонсало Санчеса де Лосаду не игнорировать позицию Церкви в деле реформирования системы образования. В некоторых городах Боливии Терразаса поддержали демонстрациями студенты католических вузов.
Терразас приводил любопытные факты. По его словам, свыше 50% населения таких городов, как Кочабамба или Санта-Крус, получают образование в католических школах и вузах. А в труднодоступных горных районах католические монахини не только прививают местным жителям навыки письма, чтения и счета, но и обучают их ремеслам, основам автомеханики и правилам эксплуатации двигателей.
В Боливии аккурат в середине 90-х начали реализовывать 20-летнюю программу модернизации образования, включающую в себя обучение детей индейцев родным языкам, повышение квалификации преподавателей, совершенствование инфраструктуры, обеспечение школ и вузов учебниками и компьютерами и т.д. За рубежом программу посчитали перспективной. На ее претворение в жизнь Всемирный банк и Межамериканский банк Развития не пожалели 120 млн. долларов.
Масштабная государственная программа, финансируемая из-за рубежа и не предполагающая участия Церкви? Запахло секуляризацией образования. Конечно, для Латинской Америки с ее социальной нестабильностью и калейдоскопической сменой правящих элит 20 лет – значительный срок, но береженого Бог бережет. Отсюда и филиппики кардинала Терразаса.
В условиях постоянных социальных потрясений реформа, инициированная президентом де Лосадой, разумеется, забуксовала. Фантом секуляризма остался фантомом. «Не прошел» секуляризм и на сей раз, но инициатива Моралеса – это уже действительно тревожный звонок для Католической Церкви в Боливии. И если после избрания Эво Моралеса на пост президента кардинал Терразас говорил о «добрых намерениях» нового главы государства, то сейчас в Церкви за каждым шагом боливийского правительства следят пристально и критически. Не станет ли «меморандум в Кочабамбе» затишьем перед бурей?