0
1166
Газета Политика Интернет-версия

07.06.2006 00:00:00

Новые времена – старые споры

Александр Дугин

Об авторе: Александр Гельевич Дугин - философ, политолог.

Тэги: православие, католицизм


Прошедший месяц стал для Русской Церкви периодом объединительных процессов. Совсем недавно состоялись IV Всезарубежный Собор и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, принявшие решение о молитвенном и литургическом единстве с Московским Патриархатом. На церковном уровне мы ставим точку в «гражданской войне», разделившей наш народ на два непримиримых лагеря.

Постепенно налаживаются наши отношения и с католиками. Недавно глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Рим, совершил освящение храма Святой Екатерины, первой православной церкви в Вечном городе, и встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI.

Отношения нашей Церкви с католиками – это история очень долгая и сложная. И в отличие от внутренних расколов в самом русском православии наши противоречия с Римской курией имеют тысячелетнюю историю и глубокие основания. Исторически мы разошлись с католиками в главном – в отношении к статусу Папы в Церкви.

Противоречия между восточной Православной и западной Католической Церквами носят фундаментальный характер. Отстаивание своей правоты перед лицом католической экспансии уже тысячу лет является неотъемлемой частью православной идентичности. В свое время утверждение «мы православные» подразумевало, что «мы не католики».

Православие защищало свою религиозную вероисповедальную идентичность чаще всего по отношению к католичеству. Обе Церкви претендуют сегодня на универсальность и вселенскость. Но миссионерские успехи католиков масштабнее наших, потому что католики стремятся как можно шире пропагандировать свои убеждения. В свою очередь, православие, будучи столь же универсальным, скорее предлагает всем приобщиться к спасению и истине, благовествуя в тех пространствах, где православные приходы исторически утверждаются.

Две Церкви – два исторических пути, два догматических подхода, два стиля, две богослужебные традиции, два пути толкования Священного Предания. Все это надо учитывать в наших отношениях с католиками, и любые слишком поспешные действия по сближению, по развитию диалога могут быть неправильно поняты верующими и Запада, и Востока. Особенно Востока, так как верность преданию предков и стремление сохранить веру нетронутой в большей степени характерны именно для православных христиан. Поэтому диалог складывается очень непросто.

Прежде всего трудно определить платформу диалога. Католики предлагают объединяться и общаться на своих условиях – на признании верховенства Папы. Вопросы обряда, литургии, догматики для них второстепенны. Например, украинские униаты (греко-католики), признавая верховенство Папы Римского, совершают богослужения по православному обряду.

Для православных же важна вся традиция целиком. И частью этой традиции является верность изначальным церковным правилам, наследию святоотеческой литературы, отстаивание наших догматических принципов и обрядовых правил в неприкосновенности и неизменности.

При этом католики активно проникают со своей миссионерской деятельностью на каноническую территорию православных, нарушая многовековые правила, разграничивающие зоны миссионерства между Церквами Востока и Запада. Одним словом, они предлагают нам дружить, но только на их условиях. При этом католики удивляются, что православные не спешат их принимать.

Иоанн Павел II проводил именно такую политику в отношении Русской Православной Церкви, примешивая к ней еще и атлантистскую геополитику с антисоветским уклоном. Ватикан активно интриговал против Русской Православной Церкви через Константинопольского Патриарха Варфоломея I и напористо наступал в зоне ближнего зарубежья. Все это привело к тому, что противоречия между нами и католиками серьезно обострились.

Однако Папа Бенедикт XVI, видимо, намерен проводить более взвешенную политику. Являясь серьезным богословом и глубоким знатоком церковной истории, он не может не понимать всей глубины того, что нас разделяет. И от такого фундаментального церковного деятеля мы вправе ожидать более взвешенной и обоснованной позиции. Об этом и рассказал митрополит Кирилл на пресс-конференции после встречи с Папой Бенедиктом XVI в Риме.

Митрополит Кирилл подчеркнул, что пока вопрос о прямых контактах Папы Римского со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II не стоит. Но точная и приемлемая для обеих сторон постановка вопроса о границах и принципах диалога может существенно сблизить наши позиции. Тем более что обе Церкви остро переживают столкновения христианской философии и морали с реалиями современного глобализма и общества постмодерна.

Культура и общество Запада на глазах катятся в бездну вырождения, и христианское сознание, как православное, так и католическое, просто не может созерцать это спокойно и беспристрастно. В некоторых случаях сами обстоятельства заставляют христиан Востока и Запада противодействовать общим угрозам.

Конечно, об объединении и даже сближении позиций между православными и католиками речи не идет, но вот понимать друг друга нам необходимо. А в отдельных случаях мы вполне могли бы действовать даже сообща.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
913
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1138
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1039
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1030

Другие новости