-Аркадий Александрович, как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в еврейской общине?
– Первым успехам в возрождении инфраструктуры еврейской общины в России мы обязаны преданности идее национального возрождения людей, связанных с общинной жизнью, энтузиазму и целеустремленности руководителей еврейских организаций.
Появляется поколение молодежи, для которого сохранение еврейской идентичности становится одним из главных жизненных приоритетов. Но сделать предстоит несоизмеримо больше, чем уже сделано.
– Как вы оцениваете нынешнее состояние Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)?
– КЕРООР необходимо оценивать с точки зрения успехов в строительстве общинной жизни. Постепенно инфраструктура еврейской общины обретает черты гармонично функционирующей системы. Она включает десятки направлений: религию, образование, культуру, историю, изучение уроков Холокоста, помощь неимущим, больным и престарелым, генеалогию, социологию, программы неформального обучения для детей, подростков, молодежи, людей среднего и старшего возраста и т.д.
Уже сегодня развитие системы еврейского образования и воспитания – от детских садов и школ до специальных религиозных школ и университетов – дает первые результаты. Еще 15 лет назад еврейские обычаи и обряды были уделом единиц, сегодня – это повседневная практика в тысячах российских еврейских семей.
– Что вы можете сказать о деятельности Российского еврейского конгресса (РЕК) и Федерации еврейских общин России (ФЕОР)?
– Эти организации так же, как и КЕРООР, стремятся совершенствовать функционирование всех составляющих еврейской общинной жизни.
Специфика еврейской общинной жизни в мире вообще и в России в частности состоит в том, что каждая община, каждая из «крышевых» организаций, к которым относятся РЕК и ФЕОР, имеет свои особенности. Не существует единой модели, а соответственно универсальной технологии, позволяющей выстроить жесткие управляемые конструкции.
Различие принципов, способов и методов организации еврейской общинной жизни – такова реальная практика мозаичного современного еврейского мира, и опыт российских евреев не является исключением.
В конечном итоге – мы все партнеры. Серьезность и глубина проблем, которые предстоит преодолеть, таковы, что работы, на мой взгляд, хватит всем на долгие годы.
– Каким вы видите будущее Конгресса?
– Сегодня в программы еврейских общинных институтов (национальные школы, синагоги и общинные центры, благотворительные проекты помощи больным и престарелым, молодежные клубы) интегрировано в лучшем случае не более 15% всего еврейского населения страны.
Мощный духовный, интеллектуальный потенциал, романтические идеалы, в основе которых лежат национальная гордость и достоинство, – источник моей уверенности в том, что в обозримом будущем абсолютное большинство евреев России будет вовлечено в национальное движение. Поэтому мои оценки будущего Конгресса вполне оптимистичны.
– Ходили слухи о конфликте между КЕРООР и другими еврейскими организациями. Это действительно так?
– У КЕРООР нет конфликтов с какими бы то ни было еврейскими организациями.