- Адольф Соломонович, вы - Главный раввин России. При этом известно, что в последние годы у России появился еще один Главный раввин - Берл Лазар. Налицо не только юрисдикционное разделение внутри еврейской общины, речь уже идет о расколе, междоусобице, конфликте. Как вы оцениваете эту ситуацию и как она отражается на жизни религиозной общины?
- Появление второго Главного раввина никак не связано с религией. Это политические, экономические игры нашего государства. Федерация еврейских общин России (ФЕОР), к которой относится Берл Лазар, совершенно однозначно возникла в целях противостояния Российскому еврейскому конгрессу (РЕК), а точнее - в целях противостояния его первому президенту Владимиру Гусинскому.
Должен сказать, что в нашей стране, где евреи далеко ушли от еврейства (не от религии и корней, а просто от еврейства), наряду с ФЕОР и Конгрессом еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР) могли бы возникнуть еще несколько подобных организаций - и всем бы хватило работы!
При всех проблемах, которые сегодня существуют в стране, сегодня мы действительно свободны и можем работать так, как хотим, строить и возрождать еврейство таким, каким мы его себе представляем. Никто не вмешивается в наши дела, впрочем, нет и особой помощи.
Но разделение, о котором вы сказали, действительно мешает. Евреи потерялись в сегодняшнем многообразии: появился так называемый современный, или прогрессивный, иудаизм, появились другие направления. Раньше в России не было ничего, кроме официального иудаизма, сегодня здесь есть все то же, что и во всем мире: хасиды, ортодоксы, прогрессисты. Человеку, воспитанному в советскую эпоху, все это чуждо, для него главное, чтобы в городе появился раввин.
Сегодня в России масса еврейских организаций, правда, если у еврея возникает какая-то проблема, то с ней он идет в синагогу, а не в РЕК. Для него нет разницы, к какому направлению принадлежит раввин в этой синагоге.
Должен сказать, что в существующем разделении речь вообще не идет о богословии. Здесь в игру вступают межличностные отношения и амбиции определенных людей. Это конфликт разных "видений" того, как нужно возрождать российское еврейство. Закон у нас один, а нюансы незначительны.
- Почему у вас не сложились отношения с Владимиром Путиным? По какой причине Кремль отдал предпочтение Берлу Лазару? Вы пали жертвой своих отношений с Владимиром Гусинским?
- Да, все было именно так. Конечно, я не могу ничего сказать о личном отношении ко мне Владимира Путина, мне оно неизвестно. О том, что меня вывели из состава Президентского совета по делам религий, я узнал из газет. Журналисты писали, что Путина не устраивал "уровень моего раввинства" и поэтому меня "заменили другим раввином".
Ни один чиновник не поставил меня в известность. Впрочем, и более достойные люди, нежели я, лишались своих постов. Наверное, сыграло свою роль то, что вместе с Гусинским я стоял у истоков РЕК.
- Осенью конфликт внутри еврейской общины приобрел острый, во многом скандальный характер. Дело в том, что из России фактически был выдворен Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт.
Можно ли говорить о переходе конфликта в фазу, когда государство "отбирает" раввинов? Или здесь скорее следует говорить о влиятельных олигархах, которые разделились на разные "кланы", "поделили" между собой российское еврейство и при помощи политических рычагов влияют на ситуацию?
- К счастью, конфликт вокруг раввина Пинхаса Гольдшмидта разрешился. Он уже в Москве, он вернулся к своей общине и продолжил исполнять свои обязанности. Большинство членов общины склонно считать, что в этой ситуации не обошлось без вмешательства еврейских организаций или конкретных деятелей. Никаких официальных подтверждений этому нет, поэтому злословить не хочется.
Раввин Гольдшмидт ездил в Россию по бизнес-визе 16 лет. Никаких проблем у него не было, и не думаю, что какой-то пограничник на этот раз случайно обратил на это внимание. Наверняка это была чья-то подсказка.
- Почему же российское правительство пересмотрело свое решение?
- Мне известно, что к делу Гольдшмидта подключились люди как в России, так и за рубежом. Я сам писал письма и ходатайства в МИД и ФСБ, подчеркивал, что никаких нарушений, которые могли бы стать поводом для отказа в визе, за Гольдшмидтом не значилось.
Конечно, бизнес-виза, по которой он приезжал в страну, не соответствует его деятельности в России, но такая виза - самый простой способ совершать многочисленные заграничные поездки. В КЕРООР раввин Гольдшмидт - своего рода "министр иностранных дел", он поддерживает контакты с еврейскими организациями на Западе. Его значение для общины очень велико, и мы надеемся, что впредь проблем с визами у Пинхаса Гольдшмидта не возникнет.
Интервью подготовлено при поддержке московской редакции Радио "Свобода".