Период "политической неопределенности" в Германии подошел к концу, и сегодня уже ясно, что следующий канцлер ФРГ будет представлять так называемую "христианскую демократию". В то же время само противостояние социал-демократов и христианских демократов - сил, оппозиционных друг другу исторически, по сути, стало борьбой социальных и экономических программ без видимых идеологических оттенков. Столкновение двух мировоззрений остается в прошлом, и непосвященному наблюдателю уже сам термин "христианская демократия" применительно к политическим взглядам лидера Христианского демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель и главы Христианского социального союза (ХСС) Эдмунда Штойбера может показаться странным.
Несмотря на то что сегодня членами ХДС и ХСС в Германии являются представители Евангелической и Католической Церквей, корни у этих политических партий определенно католические. Словосочетание "христианская демократия", в частности, появилось в энциклике Папы Льва XIII "Graves de communi", опубликованной в 1901 году. Текст формально закреплял это название за социальным католическим движением, возникшим в Европе после появления в 1891 году энциклики все того же Льва XIII "Rerum novarum".
"Rerum novarum" стал своего рода социальным и политическим манифестом Римско-Католической Церкви, признававшим остроту "рабочего вопроса" и в то же время отвергавшим социалистический путь его решения. В отличие от социалистов Лев XIII считал необходимым сохранение частной собственности, ликвидация которой, по мнению Церкви, противоречила естественному праву человека, вела к распаду семьи и общественному хаосу. Революционному пути энциклика предложила альтернативу - путь социальных реформ.
Именно "Rerum novarum" считается отправной точкой в становлении христианской демократии в Европе. Интересно, что корни политической борьбы между социал-демократами и христианскими демократами можно обнаружить уже в конце XIX века. Ведь европейская социал-демократия изначально сочетала идею реформ с марксистскими идеями и ценностями, в то время совершенно неприемлемыми для Католической Церкви.
Интересно, что в Германии католические политические партии начали появляться еще до выхода энциклики "Rerum novarum". Партия "Центр", созданная в южногерманских землях в 1870 году, в период объединения Германии под гегемонией Пруссии стала выразителем антипрусских тенденций и выступила с жесткой критикой как экономической, так и социальной политики канцлера Отто Бисмарка. Именно поэтому партия "Центр" стала основной мишенью так называемого "Культуркампфа" - мероприятий правительства Бисмарка против католиков.
На рубеже XIX и XX вв. партия "Центр" из оппозиционной стала проправительственной. Это произошло после прихода к руководству в партии крупных промышленников, заинтересованных в введенных правительством ввозных пошлинах. При этом состав партии не был однородным: если правое крыло "Центра" поддерживало интересы крупных собственников, то левое опиралось на католические рабочие профсоюзы.
Вплоть до самороспуска под давлением нацистов в 1933 году партия делегировала своих членов во все кабинеты министров Германии и имела большую фракцию в парламенте. Кстати, именно голоса представителей "Центра" в рейхстаге позволили Гитлеру добиться чрезвычайных полномочий.
Первая политическая партия, в названии которой было использовано словосочетание "христианская демократия", появилась во Франции в 1896-1897 гг. Именно французские католические мыслители оказали мощное влияние на формирование идеологии нового политического движения. Известные философы Жак Маритен и Эдуард Мунье считали, что распределение благ может быть справедливым только в нравственном обществе, при этом ни один социальный институт не должен ограничивать свободу личности.
Интересно, что в самой Франции, которая сегодня считается одной из самых секулярных стран Европы, христианским демократам не удалось закрепиться у власти. Так, созданное в 1944 году христианско-демократическое "Народно-республиканское движение" (НРД) было представлено в первых правительствах Четвертой республики, но впоследствии утратило популярность и окончательно распалось в 1970-е годы. Кроме того, лидер партии Жорж Бидо в 60-е годы поддерживал правые радикальные группировки, выступавшие против предоставления независимости Алжиру. Это обстоятельство вызвало серьезный раскол в НРД.
В Италии на протяжении почти полувека (1948-1992) именно партия "Христианская демократия" имела самую значительную фракцию в парламенте страны. Считается, что партия стала преемницей "Народной партии Италии" (так называемые "Пополяри"), созданной в 1919 году католическим священником Луиджи Стурцо. Несмотря на неоднородный, как и в случае с германским "Центром", состав, опорой партии служили крестьянство, католические профсоюзы и кооперативы, в организации которых деятельное участие принимал сам Стурцо. "Пополяри" выступали за проведение ряда социальных реформ, среди которых значились защита мелкой собственности, ограничение продолжительности рабочего дня, развитие социального страхования и введение избирательного права для женщин.
В основу социальной философии христианских демократов в Италии, помимо энциклики "Rerum novarum", легли идеи экономиста-католика Джузеппе Тониоло. Тониоло считал наиболее устойчивой экономической системой средневековую систему корпоративных союзов и видел возможным ее приспособление к реалиям XX столетия. Именно устойчивость экономических отношений и модель "кооперации" христианские демократы противопоставляли как марксистской теории классовой борьбы, так и либеральной идее конкуренции.
В Германии политическими преемниками "Центра" в послевоенные годы стали ХДС и баварский ХСС. Конрад Аденауэр, первый канцлер ФРГ и глава ХДС, в качестве основы возрождения Германии видел возвращение к христианским ценностям. К базовым ценностям Аденауэр относил традиционную семью. Более того, отношения между европейскими государствами он рассматривал как семейные, а интеграцию Германии в новую Европу считал в связи с этим принципиальной задачей.
ХДС и ХСС придерживаются общей для христианских демократов социальной модели, в которой семья рассматривается не просто как "общественная ячейка", но как "фундамент общества". Принцип солидарности - взаимосвязи и взаимоответственности между человеком и обществом, как считают христианские демократы, прививается человеку именно в традиционной семье. Считая рождение и воспитание детей основами семьи, представители ХДС/ХСС негативно относятся к проектам легализации абортов и однополых браков.
Однако, как показывает практика, в вопросах семьи христианские демократы в Германии далеко не всегда являются консерваторами. Так, лидер ХСС Эдмунд Штойбер в 2002 году привлек в свой предвыборный штаб депутата бундестага Катарину Райхе, не состоявшую в браке мать троих детей. Это вызвало недоумение немецкой католической общественности и прямое осуждение со стороны иерархов Католической Церкви в Германии. При этом в Католической Церкви никак не комментировали избрание на пост главы ХДС Ангелы Меркель, которая, как известно, была разведена и вторично вышла замуж, что в принципе противоречит католическому учению о семье и браке. К тому же Ангела Меркель является протестанткой. Мог ли Папа Лев XIII в конце XIX века подумать, что столетие спустя судьбы христианской демократии в мире окажутся в руках женщины и протестантки?
В отличие от Италии, где Христианско-демократическая партия была расформирована после коррупционного скандала, позиции христианских демократов в Германии сегодня достаточно сильны, что и показали итоги сентябрьских выборов. В то же время в традиционно католической Баварии процент избирателей, поддержавших ХДС/ХСС, был рекордно низким. Социально-экономическую программу христианских демократов, по мнению аналитиков, сложно отличить от программы социал-демократов, а католические корни ХДС и ХСС становятся историей, имеющей все меньше общего с действительностью.