- Евгений Янович, последние инциденты в Иерусалиме и непрекращающиеся демонстрации против демонтажа поселений в секторе Газа заставляют многих аналитиков давать мрачные прогнозы о том, что Израиль стоит на грани гражданской войны...
- Сам по себе инцидент вокруг Храмовой горы не является предвестием гражданской войны и массовых беспорядков на территории Израиля. Это всего лишь одна из частей общего процесса размежевания сторонников и противников ухода из сектора Газа, сторонников Шарона и его оппонентов, левого и правого центра. На сегодня проблема израильского общества состоит в очень серьезном расколе, который заставляет предсказывать возможность при определенных условиях перехода конфронтации в ту фазу, которая может предшествовать началу гражданской войны. Вопрос лишь в том, кому нужна гражданская война.
Лидеры поселенцев утверждают, что вооруженный конфликт возможен только при провокации агентов спецслужб, внедренных в их ряды. Поселенческое движение и правый лагерь ни в коем случае не намерены ввергать Израиль в вооруженное противостояние.
Последние события на Храмовой горе отличались в первую очередь теснейшей координацией между израильскими и иорданскими спецслужбами. Эта деталь ускользнула от внимания СМИ. В ближневосточном котле не является чем-то новым, когда различные этнические и религиозные группы борются за право посещения святыни, одинаково важной для всех. Храмовая гора является святым местом для евреев-ортодоксов и вообще для верующих евреев. Мечеть "Аль-Акса" является святым местом для мусульман.
Конфликт имеет очень длинную историю. Ситуация особо обостряется, так как обе святыни находятся в одном и том же месте. Сегодня именно король Абдалла II, потомок Пророка, последний хашемитский монарх, является тем человеком, под патронажем которого находится территория Храмовой горы. В свою очередь, Ясир Арафат много лет требовал передать ее под контроль администрации Палестинской автономии.
- Однако многие израильские СМИ утверждают, что Совет (Вакф), управляющий Храмовой горой, находится под контролем палестинцев...
- Утверждения эти в значительной мере верны. Арафат везде расставил на ключевые посты своих людей, но Арафата больше нет. Когда-то он командовал всеми процессами в палестинской диаспоре и палестинских формированиях, но сегодня его нет. Поэтому король Абдалла является единственным человеком, который может контролировать ситуацию на Храмовой горе.
Сотрудничество иорданских и израильских спецслужб помогло предотвратить ряд инцидентов, сегодня мы можем говорить об этом уверенно. Да, был прорыв примерно 20 человек на Храмовую гору, были автобусы с израильскими арабами и палестинцами, которые двигались в направлении Иерусалима, но массовые беспорядки и столкновения были блокированы, значит, ситуация под контролем...
Конечно, на Ближнем Востоке и за его пределами существуют силы, которые заинтересованы в дестабилизации не только вокруг Храмовой горы (в данном конкретном случае это не больше чем повод), но и вообще в срыве палестино-израильского урегулирования. Необыкновенно много такого рода сил в том числе в самих палестинских организациях. У Махмуда Аббаса достаточно жесткая позиция по отношению к исламистам и активистам "Фатха". Но невозможно сегодня говорить о том, что ситуация ухудшается, потому что и израильтяне, и иорданцы, и египтяне делают все возможное, чтобы эта ситуация была под контролем. Все возможное и в рамках отпущенного ему времени делает и Махмуд Аббас.
Будет ли продолжаться мирный процесс, зависит прежде всего от ситуации контроля или его отсутствия над палестинскими формированиями со стороны главы палестинской администрации и от того, в какой мере радикальные исламисты будут или не будут ему подчиняться. Возьмут ли они путь на вооруженную конфронтацию, развязывание гражданской войны в рамках борьбы за власть в Палестине или все-таки войдут в палестинское правительство и станут одной из его интегральных частей в деле урегулирования с Израилем. Сегодня все в руках палестинцев.
- А какую роль, на ваш взгляд, играет религиозный фактор в последних событиях на Ближнем Востоке?
- Я не стал бы преувеличивать важность религиозного фактора. Палестинцы - самая светская из арабских этнических групп. Израильтяне - в большей своей части тоже люди светские. Разумеется, и та и другая сторона имеют некоторое количество религиозных групп, которые очень сильно влияют на процесс. Но это не ситуация противостояния Ирана и Саудовской Аравии, когда религиозный фактор доминировал. Тут религия только дополняет политику.