0
1657
Газета Политика Интернет-версия

06.04.2005 00:00:00

Православный Киев между Вторым и Третьим Римом

Тэги: киев, дискуссия, канон, рпц


Архиепископ Скопелоский Всеволод (Коломыйцев-Майданский), представляющий православные украинские приходы Константинопольского Патриархата в США, выступил 24 марта в Киеве с необычайно резким заявлением. По сообщению украинских СМИ, это произошло на встрече с президентом Украины Виктором Ющенко. По мнению архиепископа, "Мать-Церковь, Константинопольский Патриархат, считает, что ее дочь - Московский Патриархат - имеет ту каноническую территорию, которая была у этой Церкви до 1686 г. Подчинение Киевской Митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Синода Великой Церкви".

Архиепископ возобновил многолетнюю дискуссию о каноническом подчинении Православной Церкви на Украине, которая, казалось бы, уже давно стала достоянием истории, начавшейся еще во времена крещения Руси князем Владимиром. Тогда в Киеве была учреждена митрополичья кафедра, на которую был определен епископ, зависевший от Константинопольского Патриарха. Первым русским митрополитом по желанию великого князя Ярослава Мудрого в 1051 г. стал монах Илларион.

Самоуправство русского князя возмутило греков. Ведь назначать архиереев мог только Константинопольский Патриарх или византийский император! Поэтому в 1054 г., после смерти Ярослава, Илларион был смещен с кафедры. Греки же стали периодически напоминать русским, что "без императора нет Церкви".

Впоследствии митрополичью кафедру, как и великокняжеский престол, перенесли из Киева во Владимир (1299 г.), а оттуда - в Москву (1326 г.). В 1441 г. Собор русских епископов при поддержке великого князя Василия II избрал без согласия Константинополя на московскую митрополичью кафедру епископа Иону. С этого момента начинается автокефалия (самоуправление) Русской Церкви. В 1589 г. Константинопольский Патриарх Иеремия II возвел митрополита Московского Иова в сан Патриарха.

Совершенно по-другому складывалась история Православной Церкви на Западной Руси (современные Украина и Белоруссия). Западнорусские князья отказывались признать над собой власть московского великого князя и московского митрополита. В 1302 г. по их требованию Константинопольский Патриарх учредил вторую русскую митрополию с центром в Киеве.

Впоследствии идея раздела Русской Церкви постоянно использовалась противниками объединения русских земель.

В 1458 г. Константинопольский Патриарх Григорий IV Мамма, сторонник унии с Католической Церковью, определил на всероссийскую митрополию Григория Болгарина, такого же сторонника унии. В течение 10 лет Григорий старался о введении унии, но, не добившись успеха, присоединил митрополию к Константинопольскому Патриарху.

После вхождения Восточной Украины в состав России неизбежным стал вопрос о соединении Киевской Митрополии с Московским Патриархатом. Вопреки возражениям Константинополя воссоединение произошло в 1686 г.

Пока Украина находилась в составе Российской империи, "украинский вопрос" в церковном аспекте как бы не существовал. Он возник лишь в 1924 г., когда архиепископ Волынский Дионисий (Валединский) обратился в Константинопольский Патриархат по поводу образования автокефальной Польской Церкви на землях, некогда входивших в состав Киевской митрополии. Невзирая на протесты Русской Церкви и ее главы Патриарха Тихона, польские епископы при поддержке Константинопольского Патриарха объявили Дионисия митрополитом Варшавским и всея Православной Церкви в Польше.

Патриарх Тихон заявил, что Русская Церковь не благословит самостоятельного существования Православной Церкви в Польше. Но митрополит Дионисий не внял призыву Москвы к соблюдению канонов. Он обратился к Константинопольскому Патриарху Григорию VII с просьбой признать автокефалию Польской Церкви. 13 ноября 1924 г. Специальная комиссия рассмотрела этот вопрос и пришла к выводу, что присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату произошло вследствии симонии (подкупа), а потому незаконно и аннулируется.

Григорий VII подписал томос (постановление) о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В нем недвусмысленно заявлялось, что Киевская Митрополия, "незаконно" отторгнутая Москвою в 1686 г., должна подчиняться Константинополю. Вслед за приходами в Польше в юрисдикцию перешли многие украинские приходы по всему миру.

С небывалой остротой "украинский вопрос" возник после распада СССР, когда православие пережило там ряд расколов. Сейчас в стране существуют три крупные Православные Церкви: Украинская Церковь Московского Патриархата, Украинская Церковь Киевского Патриархата и Украинская Автокефальная Церковь. Константинополь вновь стал заявлять, что никогда не признавал юрисдикции Москвы над Церковью Украины. Хотя в июле 1993 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей официально заявил, что он признает только одного канонического киевского митрополита, подчиняющегося Московскому Патриархату.

Заявление, сделанное архиепископом Всеволодом, вызвало незамедлительную реакцию Москвы. Патриарх Алексий II в беседе с журналистами 29 марта заявил, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата - "единственная Церковь, которая имеет право объединить вокруг себя все ветви украинского православия, которые сегодня раздроблены и находятся в состоянии раскола".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1283
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
816
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
579
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
811

Другие новости