- Михаил Петрович, вы возглавляете один из немногих в России исследовательских центров, занимающихся проблемами религии. В чем специфика вашей работы?
- Мы исходим из того, что любые серьезные исследования современной религиозной ситуации в России возможны только при опоре на результаты социологических исследований. Это позволяет иметь дело с реальными фактами и тенденциями, а не пробавляться произвольными сведениями, взятыми из вторых рук. Наш центр с 1993 года ведет постоянный мониторинг религиозности в стране, изучает различные ее аспекты, в том числе с помощью общероссийских опросов.
- Чему, например, было посвящено последнее ваше исследование и каковы его особенности?
- Это исследование было весьма актуальным и в какой-то мере уникальным. Его актуальность заключалась в том, что оно было посвящено роли религии в формировании толерантного сознания и поведения в современной России, профилактике национализма и религиозного экстремизма. Мы пытались выяснить, каково соотношение конфессиональной и социально-политической ориентации различных групп населения и как оно выражается в социальных установках, ценностных предпочтениях, в психологическом состоянии и т.д.
А его уникальность состояла в том, что специальному анализу подверглись взгляды представителей различных вероисповеданий и мировоззрений: православных, мусульман, католиков, протестантов, иудеев, буддистов и неверующих. Ведь обычно при общероссийских опросах объектом исследования становились последователи крупных религиозных течений, прежде всего православные и мусульмане. Из исследовательского поля выпадали, оказываясь в зоне статистической погрешности, представители иных религий и мировоззрений. Между тем сравнительный анализ их общественно-политических и духовных позиций необходим для создания объективной картины религиозной ситуации в России.
С помощью метода индивидуального интервью мы опросили 1500 человек: 400 православных, 250 мусульман, 150 протестантов, 110 католиков, 110 иудеев, 110 буддистов и 370 неверующих.
Для более верного представления об особенностях национального и религиозного сознания различных групп населения учтены их региональные, социальные и возрастные характеристики, а также материальное положение.
- Каков результат вашей работы?
- Получен обширный и интересный материал о мировоззренческих установках россиян, о глубине и характере взглядов последователей различных религий, об их отношении к людям иных вер и народов. Мы многое узнали о роли и влиянии религиозных организаций в разных сферах общественной жизни, в том числе в конфликтных ситуациях.
- К каким выводам можно прийти, опираясь на результаты этих исследований?
- Во-первых, я обратил бы ваше внимание на многогранность подхода при изучении современного верующего. Дело не только в том, что каждая религия имеет свои особенности в учении, культе и организации, но и в том, что верующие различаются глубиной и характером веры, что влияет на их общественные и духовные предпочтения. В этой связи интерес представляют, например, результаты исследования глубины религиозности различных вероисповедных обществ.
Ведь любые рассуждения о религиозной ситуации в России, тем более попытки построения определенных моделей, обесцениваются, если не опираться на знания о цельности религиозного сознания и поведения верующих. И тут нужен ряд показателей, связанных с разными сферами религиозности. Для определения религиозной активности опрашиваемым были заданы вопросы об их участии в богослужениях, о выполнении религиозных обрядов и предписаний, а также молитвенных правил.
В соответствии с ответами мы имеем возможность учитывать предпочтения не усредненной массы, а различных категорий верующих. При этом взгляды людей с высокой и низкой степенью религиозности не являются определяющими. На практике мы имеем дело преимущественно с позицией средней, наиболее многочисленной категорией верующих. Наибольшая религиозная активность характерна для протестантов, за ними следуют католики и иудеи. Несколько ниже показатели у мусульман, а самые низкие демонстрируют приверженцы православия и буддизма.
Проведенное исследование, раскрывая роль религии в утверждении толерантного сознания и поведения, выявило ряд особенностей, свойственных последователям различных религий. Это проявилось в оценке общественной роли религии и деятельности религиозных организаций, а также в отождествлении себя с тем или иным идейно-политическим течением. Например, среди православных сравнительно мала доля приверженцев "западных" идейно-политических течений, социал-демократии и радикальных рыночных реформ.
Православные чаще всего относят себя к сторонникам русского национального возрождения. Кстати, исследование показало, что во всех религиозных общинах уровень уважения к закону невысок. Нужно соблюдать всегда и во всем букву закона - считают лишь от 12% (среди буддистов) до 35% (среди протестантов). Среди православных этот показатель составляет 21%. При этом православные, иудеи и неверующие считают, что соблюдать законы нужно, если это делают представители органов власти. То есть если уровень коррупции снизится, то "лояльность" этих верующих заметно повысится.
- Как характеризует проведенное исследование роль религии в формировании современного толерантного сознания и поведения?
- Абсолютное большинство респондентов всех вероисповеданий выступает за толерантность в отношениях между различными религиями и народами. Верующие выступают за сохранение равноправия народов России как исторически сложившегося условия существования нашего государства. Главные причины межнациональных конфликтов они видят в социально-экономической и политической сферах. В данном случае собственно религиозные факторы играют хотя и важную, но все же второстепенную роль.
- Какие факторы влияют на предпочтения опрошенных вами верующих?
- Влияние таких факторов, как возраст и образовательный уровень, в зависимости от конфессиональной принадлежности может проявляться по-разному. В целом крайние позиции - абсолютизация или игнорирование национального фактора - характерны для наиболее молодых и наименее образованных граждан.
Распределение симпатий и антипатий верующих к конкретным народам, населяющим Россию, свидетельствует о том, что культурно-религиозная близость далеко не всегда является условием межнациональной толерантности. В данном случае очень значительны социально-экономические и политические факторы. Наибольшими симпатиями во всех религиозных группах пользуются восточнославянские народы, составляющие этническое ядро исторической России, - русские, украинцы и белорусы, а также мусульманские этносы, имеющие в нашей стране свои исконные исторические территории, - татары и башкиры.
Негативное восприятие некоторых народов (чеченцев, арабов) связано, по-видимому, с острым политическим кризисом в России и за рубежом. Иногда негативное восприятие является следствием паразитического существования части представителей этнических диаспор (например, цыганской). Наибольшую степень толерантности в межнациональных отношениях проявляет протестантская группа, включающая в себя представителей разных национальностей.
- Каково отношение опрашиваемых к православию и последователям новых религиозных движений?
- Представители всех вероисповеданий показывают довольно высокий уровень положительного отношения к православию. Это свидетельствует о признании ими уникальной роли этой религии в культурно-историческом развитии России. Одновременно доминирует негативное восприятие новых религиозных движений, не укорененных в российской культурной традиции.
Ответы на другие разнообразные вопросы (всего предложено 45 развернутых вопросов) показывают, что религиозные организации, будучи авторитетными для своих последователей, подвигают верующих к взвешенным, доброжелательным действиям, способствуют преодолению конфликтных ситуаций и созданию культуру демократического, гражданского общества, основанного на терпимости. Это происходит вопреки стремлению определенных сил использовать религию в экстремистских целях.