0
948
Газета Политика Интернет-версия

17.11.2004 00:00:00

Ирак готовится к выборам

Александр Лукоянов

Об авторе: Александр Константинович Лукоянов - старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: ирак, выборы, власть, сунниты, шииты


В конце января 2005 года коалиционные силы во главе с США и администрация премьер-министра Айяда Алауи собираются провести в стране парламентские выборы. Наконец появится законно избранное правительство, которое положит начало примирительному диалогу между различными политическими и религиозными силами.

По мнению шиитского политика Хумама Хаммуди, члена Временного национального совета Ирака и одного из руководителей влиятельной организации "Высший совет исламской революции", путь к избавлению Ирака от насилия и хаоса лежит лишь через всеобщие выборы и избрание законного правительства.

Правда, до сих пор даже в среде нынешнего иракского руководства существуют разногласия не только относительно даты, но и по вопросу о самой организации выборов. Прежде всего это обусловлено нестабильной обстановкой в стране, а также борьбой за власть в среде представителей иракской элиты.

Однако 5 ноября вице-президент Ирака Ибрагим Джафари заявил, что дата парламентских выборов - 27 января 2005 года. Джафари при этом подчеркнул, что выборы состоятся лишь в том случае, "если не произойдет катастрофы", под которой, видимо, подразумеваются массовые акции протеста или внутриполитический конфликт, способный погрузить страну в состояние гражданской войны.

Большинство иракцев плохо понимают, что представляет собой предстоящее важное событие, несмотря на широкую наглядную агитацию и пропаганду, организованную многочисленными партиями и организациями, которых в стране около 450. Конечно же, иракцы будут следовать за наиболее авторитетными лидерами, как светскими, так и духовными.

Власти обещают организовать честные и демократичные выборы, но в это не верит почти никто. Всем понятно, что Ираком управляют США и их союзники, которые никогда не допустят к власти людей, не готовых защищать интересы "освободителей". Естественно, американцы захотят привести к власти либо преданных им людей, либо "нейтральных" лиц. Поэтому многие иракцы, в том числе и некоторые религиозные лидеры, выступают против этих выборов.

Временный президент Ирака шейх Гази аль-Явар призвал граждан прийти на избирательные участки, не поддавшись на призывы к бойкоту некоторых представителей суннитского духовенства. Президент приветствовал позицию лидера шиитов аятоллы Али ас-Систани, выступающего за участие в выборах всего иракского народа. Но позиция аятоллы - это еще не мнение всей шиитской общины, к тому же она не так уж однозначна.

В конце сентября Али ас-Систани потребовал более широкого представительства шиитов во властных структурах Ирака. По словам его помощника Хамеда Хаффафа, аятолла настаивает на возвращении в Ирак для подготовки всеобщих выборов Лахдара Брахими, специального представителя ООН. Он также высказал недовольство тем, что "зарождающийся в Ираке демократический процесс оказался под контролем группы политиков из бывших эмигрантских партий, которые сотрудничают с оккупантами".

Иракский премьер Айяд Алауи во время своего недавнего визита в США, выступая в Вашингтоне на совместной пресс-конференции с Бушем, заявил, что "обстановка в 15 провинциях страны позволяет провести голосование без проблем".

Пообещав американцам провести выборы в срок, власти Ирака начали с 1 ноября регистрацию избирателей. Допущены к выборам будут все граждане Ирака, родившиеся до 31 декабря 1986 года, то есть старше 18 лет.

В ходе подготовки к выборам представитель правительства Ирака Хасан ан-Накиб объявил 7 ноября о вводе в стране режима чрезвычайного положения. Его действие распространяется на все районы Ирака, за исключением Курдистана. На следующий день начался штурм городов Эль-Фаллуджа и Рамади, якобы являющихся очагом сопротивления новому режиму.

Чем бы ни завершилась эта военная операция, ситуация внутри страны вряд ли изменится к лучшему. Противоречия, существовавшие в иракском обществе еще при Саддаме Хусейне, остались не только неразрешенными, но отчасти обострились и видоизменились. Это касается прежде всего отношений между шиитами и суннитами, а также курдов с арабами и неарабами.

После падения режима Хусейна изменилось положение шиитов, составляющих большинство населения страны, но традиционно остававшихся на второстепенных ролях. Шииты, как известно, занимали достаточно противоречивую позицию в связи со вторжением коалиционных сил в Ирак. И это несмотря на то, что впервые за много лет они обрели не только возможность открыто исповедовать свою веру, но и получили широкий доступ во властные структуры. В созданном в июле 2003 года Временном управляющем совете Ирака шииты составили подавляющее большинство - 13 человек, в то время как сунниты и курды получили по 5 мест.

Конечно, это не могло не сказаться на и без того сложных отношениях между суннитами и шиитами, представленными на политической арене Ирака не только множеством политических партий и группировок (часто настроенных непримиримо по отношению друг к другу), но и вооруженными формированиями.

Однако шииты не пошли на конфликт с суннитами, выступившими против оккупационных сил. Более того, они оказались в оппозиции по отношению к Америке, сделавшей в Ираке ставку именно на шиитов и курдов. В апреле 2004 года началось восстание под руководством молодого шиитского лидера Муктады ас-Садра, которое поддержали и сунниты. Впрочем, многие видные шиитские деятели формально не "благословили" это восстание, которое завершилось в сентябре. Теперь шииты пытаются преодолеть внутренние разногласия и создать накануне выборов единую коалицию. В проведении выборов шииты заинтересованы в гораздо большей степени, чем сунниты, так как они надеются узаконить свое право на власть в качестве религиозного большинства Ирака.

Аятолла Мухаммед аль-Яккуби, в частности, заявил, что голосование так же важно, как молитва и пост, а аятолла Али аль-Систани выпустил фетву (постановление), повелевающую его последователям принять участие в выборах, и предупредил, что бойкот - "предательство страны", за которое ослушники будут наказаны в аду.

В то же время часть шиитов, к которым можно отнести Муктаду ас-Садра и багдадского имама Джавада аль-Калиси, лидера движения "Национальный конгресс", собирается участвовать в выборах по общенациональному, а не конфессиональному списку. Эта же шиитская группировка предложила сформировать единый избирательный список суннитской "Ассоциации мусульманских наставников", которая, правда, отказывается участвовать в выборах в нынешних условиях.

О бойкоте предстоящих выборов уже объявила и Лига исламских богословов Ирака - объединение духовных лидеров мусульман-суннитов. Поскольку сунниты составляют около 20% населения страны, то их отказ может привести к непредсказуемым последствиям.

Что касается курдов, третьей влиятельной силы иракского общества, то их положение в Ираке не стало более легким после падения режима Саддама Хусейна. С одной стороны, они освободились от своего заклятого врага. С другой - они не получили того, на что рассчитывали - независимого государства Курдистан и масштабной помощи от США. Не отдали им американцы и нефтеносные районы, на которые курды всегда претендовали.

Впрочем, курдские лидеры полагают целесообразным пока оставаться в составе единого Государства Ирак. Точнее, США не заинтересованы в предоставлении независимости иракским курдам. И тем не остается ничего другого, как полагаться на США и связывать с ними свои интересы. Тем более что большинство курдов Ирака негативно относятся к исламистским движениям и их лозунгам, как суннитским, так и шиитским. Более того, по словам известного эксперта по проблемам курдов Шакро Мгои, "в условиях подъема национального самосознания курдов и свободы вероисповедания в иракском Курдистане широкие массы все более убеждаются в том, что езидизм - подлинно курдская религия доисламского периода".

Это чрезвычайно интересное наблюдение во многом объясняет то обстоятельство, что о курдах редко говорят как о народе, исповедующем ислам, а прежде всего как о народе, борющемся с соседями-мусульманами за свои национальные интересы. Предстоящие выборы, в которых курды примут самое активное участие, будут, по мнению некоторых аналитиков, той лакмусовой бумажкой, которая определит их окончательный статус. Только они покажут пределы той автономии, которую должен получить Курдистан.

Если выборы состоятся, то они станут первыми многопартийными выборами в Ираке за последние полвека. Однако их результаты будут зависеть в первую очередь от трех основных политических сил страны - шиитов, суннитов и курдов. Хотя скорее всего окончательное решение останется за хозяевами положения, то есть Соединенными Штатами Америки и их союзниками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
255
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
765
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
542
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
282

Другие новости