Павел Павлов - баптистский проповедник, известный регент, публицист и общественный деятель - родился в 1901 году в Тифлисе в семье Василия Гурьевича Павлова (1854-1925), которого называют патриархом русского баптизма. Выходец из молоканской семьи крупных торговцев, Василий Гурьевич, был одним из основателей Союза русских баптистов и активным проповедником протестантизма в России, за что неоднократно подвергался репрессиям со стороны царского правительства.
Сын в полной мере унаследовал от отца пламенную веру и преданность проповеди Евангелия. Семнадцатилетний Павел присоединился к баптистской Церкви в румынском городе Тульче, куда отец с семьей вынужден был переселиться в 1896 году после второй ссылки. В 1901 году Павловы вернулись в родной Тифлис, где Павел занялся организацией церковного хорового пения.
К тому времени молодой регент хорошо играл на скрипке и фисгармонии. Правда, некоторые члены общины (бывшие молокане, принявшие баптизм) вначале резко запротестовали против игры на фисгармонии в молитвенном доме. Они объявили благозвучный инструмент "ловушкой сатаны" и собрались покинуть общину. Терпеливые разъяснительные беседы регента развеяли недоумения и беспокойства. Вскоре рядом с кафедрой проповедника все увидели фисгармонию. Когда известный гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" зазвучал в сопровождении фисгармонии, на которой играл Павел, у многих из глаз полились слезы. С этого дня музыка стала неотъемлемой частью богослужений русских баптистов.
Молитвенный дом в Тифлисе часто навещали и руководители православных хоров. Они обменивались с молодым регентом опытом и любили слушать игру на фисгармонии. С 1905 года Павел Павлов и его отец стали устраивать музыкально-просветительские собрания в зале Тифлисского артистического общества и в помещении Никитинского цирка.
В 1907 году Павел женился на Вере Белоусовой. Ее отец, Василий Демьянович, был кузнецом и тоже пел в церковном хоре. Он любил устраивать дома импровизированные духовные концерты. Из семьи простого кузнеца вышла целая династия деятелей баптистского движения. Дочери пели в церковном хоре, сын Сергей впоследствии редактировал журнал "Баптист", а внук Аскольд стал проповедником и регентом тифлисской церкви.
Революционные события 1917 года Павел Васильевич встретил в Москве. Еще в 1913 году он получил официальный перевод в столицу по линии торговой фирмы, где работал служащим. В это время общественная деятельность Павлова принимает широкий размах. После Февральской революции в начале марта 1917 года он вместе с отцом смог провести собрания в большой аудитории Политехнического музея в Москве. Павел Васильевич выступил с докладом "Политические требования баптистов".
Одноименная статья Павлова, опубликованная в первом номере журнала "Слово истины" за 1917 год, ярко свидетельствует о том, что баптисты органично сочетали в своей политической позиции евангельские принципы и горячий патриотизм. В этой статье Павел Васильевич, в частности, писал: "Наш лозунг один - предоставление народу самого широкого участия в управлении своим государством, и если монархия еще где-либо с обрезанными крыльями и не причиняет вред демократическим началам, то в русских условиях очень нетрудно вырасти этим крыльям и поэтому монархизм в России даже в лучшем смысле этого слова опасен".
Он также писал о том, что передовые страны Запада учились у баптистов демократии: "В Церкви Христовой, устроенной по Его слову, заложены все начала демократизации управления. Конституция Американских Соединенных Штатов есть не что иное, как точная копия устройства баптистских общин, которые так распространены в Америке и играют серьезную роль в общественной жизни страны".
Павлов вместе с талантливым проповедником и литератором Михаилом Тимошенко открыл в Москве христианское издательство и начал выпуск журнала "Слово истины". Авторы журнальных публикаций смело и очень живо освещали события церковной и общественной жизни, оценивали политические события в стране с позиций Евангелия.
К многочисленным организаторским, регентским и издательским трудам прибавился еще труд пресвитера. В 1916 году старейший баптистский служитель Василий Иванов рукоположил Павла Васильевича на пастырское служение во Второй московской общине. Вскоре Павлов занял руководящее положение в этом баптистском духовном центре.
На общероссийском съезде в 1920 году он реформировал управленческую структуру Союза баптистов. Павлов предложил коллегиальную форму управления, так как и он, и его отец всегда были сторонниками демократии. Недаром Павел Васильевич писал: "В баптистских общинах в полной мере господствует выборное начало, не имеется иерархической лестницы, женщины пользуются в разрешении всех церковных вопросов одинаковыми правами с мужчинами и т.д. Следовательно, осуществлены в церковном управлении в полной мере демократические начала". Высшим руководящим органом был провозглашен съезд. В промежутках между съездами работой был призван руководить совет и коллегия. Председателем совета и коллегии был избран Павел Васильевич.
Органы советской власти часто привлекали Павлова в качестве эксперта на судебные заседания по рассмотрению дел об освобождении от военной службы лиц по религиозным убеждениям. Его стараниями был избавлен от воинской повинности известный проповедник профессор Владимир Филимонович Марцинковский (см. "НГР" # 15 от 18 августа 2004 г.).
В начале 1920-х годов из-за последствий революции, Гражданской войны и длительной засухи страну поразил страшный голод. Павел Васильевич организовал в духовном центре специальный "Отдел помощи голодающим". Тогда же по его инициативе было распространено "Обращение к верующим России" и "Воззвание к протестантским Церквам Запада о деятельной христианской помощи страждущему народу". Русские баптисты смогли привлечь к делам милосердия в России Миссию доктора Фритьофа Нансена, Шведский Красный Крест, Американскую администрацию помощи. Один из помощников Павлова - Иван Довгалюк - направил вагон с хлебом лично Ленину, за что получил благодарственную телеграмму от вождя большевиков.
Павел Васильевич возглавлял русскую делегацию на Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме в 1923 году. Выступая на форуме с докладом о баптистском движении в России, Павлов отметил: "Социальный состав наших общин - рабочие и крестьяне. Но мы богаты, богаты духом, в нас живет дух древнеапостольской Церкви. Голодные, оборванные и часто босые, но влекомые и побуждаемые духом, странствуют наши проповедники по обширной русской земле. Им известны все нужды наших братьев, они живут с ними одной жизнью".
В эпоху сталинизма развернулась кампания по борьбе с "религиозными пережитками". Все труды Павлова на благо родины и народа были преданы забвению. Павла Васильевича арестовали 31 марта 1933 года на московской квартире. Все имущество конфисковали, сгинула бесследно церковная и личная библиотеки. В следственном деле Павлов фигурировал как "глава контрреволюционной группы сектантских проповедников" и "сын фабриканта".
Отец-"фабрикант" владел какое-то время лишь мельницей, да и то на паях с другими. Постоянно преследуемый и гонимый "богатый фабрикант" всю жизнь странствовал по тюрьмам и ссылкам, не имея зачастую копейки в кармане.
Христианин выглядит белой вороной при любом режиме. В царской России протестанты слыли за революционеров, в коммунистической России их зачисляли в стан контрреволюционеров.
Земная жизнь Павла Васильевича трагически оборвалась 12 мая 1936 года в Арлюкском отделении Сиблага в Кемерово. По одной из версий, проповедника замучили до смерти руками уголовников. Жене Павлова, Вере Васильевне, показывали только остатки одежды. С могилы мужа она привезла в Москву горсть земли, которую завещала положить на свою могилу.