0
1268
Газета Политика Интернет-версия

20.10.2004 00:00:00

Русский след на Святой земле

Тэги: Иерусалим, поломники, россия, дипломатия


Земля Палестины, священная для иудеев, христиан и мусульман, всегда привлекала к себе множество паломников. Одним из первых русских, посетивших Святую землю еще в начале XII века, стал черниговский игумен Даниил. Он совершал свое путешествие под покровительством Балдуина I, правителя Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами на землях, отвоеванных у арабов. В 1244 году господству крестоносцев пришел конец: Иерусалим захватил египетский султан Наджим ад-Дин. А в 1517 году египтян сменили турки, и Палестина на пятьсот лет вошла в состав Османской империи.

С ослаблением Османской империи в XIX веке усилилось вмешательство ведущих держав Европы во внутренние дела страны. Стремясь укрепить свои позиции и влияние на Ближнем Востоке, европейские государства открывают в Палестине дипломатические представительства. Первым из них стало английское консульство в Иерусалиме, открытое в 1838 году. Примеру Великобритании последовали Пруссия (1842), Франция (1843) и Австрия (1847). Зачастую под маской религиозной озабоченности скрывались политические интересы. Так, например, под давлением Франции, традиционно выступавшей в роли защитника интересов Католической Церкви и ее святынь, Рим в 1847 году назначил в Иерусалим "латинского патриарха", а ранее, в 1841 году, Великобритания направила туда же англиканского епископа.

Православные патриархи Ближнего Востока, Иерусалимский и Антиохийский, столкнувшиеся с католической и протестантской пропагандой, нуждались в поддержке Русской Церкви, но оказать такую поддержку было непросто. Положение России на Ближнем Востоке было чрезвычайно сложным и опасным, нужно было не только играть с европейским державам в хитрую дипломатическую игру, но и постоянно демонстрировать турецким властям свое миролюбие и отсутствие захватнических намерений.

Обер-прокурор Синода граф Николай Протасов в докладе императору Николаю I от 1 марта 1841 года сообщал, что, по сведениям архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого), "приходящие по возвращении из Иерусалима поклонники Гроба Господня все вообще с чувством соболезнования повествуют о бедственном положении, в каком находится сия святыня, и вместе о затруднениях, с какими сопряжено пребывание в Иерусалиме соотечественников наших, не имеющих там никакого постоянного пристанища". Архиепископ предлагал устроить в Иерусалиме гостиницу для русских паломников, используя для этого "ныне почти стоящий впусте" Крестный монастырь, где пребывал бы "православный архимандрит из россиян с двумя или тремя монашествующими".

Лишь в 1842 году вице-канцлер граф Карл Нессельроде представил императору программу крайне осторожных церковно-дипломатических мероприятий, согласно которой в Иерусалим в качестве частного лица, а не официального представителя, должен отправиться русский архимандрит, который находился бы в двойном подчинении: Министерства иностранных дел и Синода.

Доклад Нессельроде с царской резолюцией был направлен в Синод "для зависящего, в чем следует, исполнения". Синод "признал полезным возложить исполнение означенного высочайше одобренного предположения на находящегося при миссии нашей в Вене архимандрита Порфирия".

Архимандрит Порфирий (Успенский, 1804-1885), ставший впоследствии епископом - викарием Киевской епархии, был рекомендован не только "по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами", но и как выдающийся историк, книголюб и знаток церковных древностей.

Прибыв в Палестину в 1843 году, архимандрит провел в Иерусалиме около восьми месяцев, разбираясь в хитросплетении местных дел. В январе 1845 года он представил властям отчет о поездке, где заявлял о необходимости создания в Иерусалиме духовной миссии как постоянного представительства Русской Церкви. После двух лет проволочек доклад был утвержден Николаем I. Затем Синод издал указ об открытии Российской духовной миссии в Иерусалиме. В феврале 1848 года первый состав миссии (архимандрит Порфирий с несколькими монахами) прибыл в Палестину.

Деятельность первого состава продолжалась до начала Крымской войны, которая, как известно, разразилась после того, как в 1852 году турецкие власти под нажимом Франции передали католикам ключи от храма Рождества Христова в Вифлееме, издавна принадлежавшие православным.

Итоги войны не могли не коснуться и положения дел на Ближнем Востоке. В Иерусалиме в 1858 году открылось российское консульство, а в 1859 году был создан специальный Палестинский комитет, председателем которого стал брат нового императора Александра II, великий князь Константин Николаевич. Таким образом, комитет получил экстраординарный "высочайший" статус.

Решено было также поднять статус миссии, сделав ее руководителем архиерея. Таковым в 1857 году стал Кирилл (Наумов, 1823-1866), епископ Мелитопольский. В 1863 году его сменил образованный и энергичный архимандрит Леонид (Кавелин, 1822-1891), известный церковный историк и археограф. В 1865 году его отправили в Константинополь служить при посольской церкви, а в Иерусалим прибыл архимандрит Антонин (Капустин, 1817-1894), наверное, самый известный из руководителей Российской миссии.

Сын священника из глухой уральской деревни, Андрей Капустин получил образование в Киевской духовной академии. В 1845 году он принял монашество с именем Антонин, затем служил священником при русских посольских церквях в Афинах и Константинополе. В 1865 году Антонин прибыл в Иерусалим. Здесь он занялся собиранием греческих, славянских и арабских рукописей, а также изысканиями в церковной археологии. Пожалуй, наиболее интересные открытия в этой области были сделаны в 1883 году при раскопках возле храма Гроба Господня, которые архимандрит проводил совместно с городским архитектором Конрадом Шиком. В результате этих раскопок были открыты древнеримская мостовая и фрагмент стены Иерусалима с порогом Судных врат, через которые Христа вели на казнь. Эти уникальные находки сразу же вошли в систему христианских святынь Палестины.

При Антонине было продолжено расширение владений Российской миссии. Знаток библейской археологии, архимандрит начал приобретать у арабов участки земли, на которых находилась недвижимость, связанная с событиями истории Ветхого и Нового Заветов. Одним из первых был куплен участок на горе Елеон, откуда, согласно Новому Завету, Христос вознесся на небеса. Одновременно были начаты переговоры о покупке земли в селе Горнем (по-арабски Айн-Карем), месте встречи Девы Марии и Елизаветы, матери Иоанна Крестителя.

В Хевроне был куплен участок с древним деревом, которое принято считать библейским Мамврийским дубом. Под ним Авраам принимал Троицу в виде трех путников. Все участки покупались на имя драгомана (переводчика) Российской миссии Якова Халеби, турецкого подданного, а тот составлял дарственную на имя своего начальника - архимандрита Антонина. Таким образом, приобретенные земли считались частной собственностью архимандрита. Перед смертью в 1894 году Антонин завещал Синоду свою "собственность", которая по тому времени оценивалась в миллион русских рублей.

Из числа последующих начальников Российской миссии необходимо упомянуть архимандрита Леонида (Сенцов, 1868-1918), жившего в Иерусалиме в 1903-1914 годах. Он сумел существенно расширить русский участок в Хевроне и начал ходатайствовать перед церковным начальством о строительстве здесь храма. Осенью 1904 года Синод принял постановление просить согласия Иерусалимского Патриарха Дамиана на осуществление этого проекта. Но только четыре года спустя Патриарх подписал грамоту на сооружение русской церкви во имя Святых праотцев.

Хевронский храм был построен, но из-за начала Первой мировой войны его освящение пришлось отложить. К этому времени Российской миссии принадлежали 37 земельных участков, 8 церквей и часовен, 2 женских монастыря, 5 больниц, 7 гостиниц для паломников, а также около 100 школ для православных арабов.

В декабре 1914 года турецкое правительство, выступившее на стороне Германии против России, приказало всему русскому мужскому населению покинуть Палестину и выехать в Египет. Архимандрита Леонида выслали в Александрию, храмы закрыли, а помещения миссии, монастыри и паломнические гостиницы заняли турецкие солдаты.

В 1917 году Леонид участвовал в Поместном Соборе Русской Церкви в Москве. Вернуться в Иерусалим ему уже было не суждено, он заболел и умер осенью 1918 года. С его кончиной завершилась дореволюционная история Российской духовной миссии в Иерусалиме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1475
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
923
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
660
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
913

Другие новости