0
1222
Газета Политика Интернет-версия

20.10.2004 00:00:00

Чтобы брешь не превратилась в пропасть

Рафаэль Хакимов

Об авторе: Рафаэль Сибгатович Хакимов - государственный советник по политическим вопросам при президенте Республики Татарстан, директор Института истории Академии наук Татарстана.

Тэги: татарстан, ислам, традиции


Татары приняли ислам 16 мая 922 г. в городе Булгар, недалеко от Казани. Средневековые мечети Булгара и сегодня служат местом паломничества для многих верующих. Особой датой для мусульман Поволжья является 1312 г., когда Узбек-хан, при котором Золотая Орда достигла вершин своего могущества, начал "исламскую революцию". Он нарушил "Великую Ясу (Свод законов)" Чингисхана, по которой все религии были равны и освобождались от налогов. Те татары, которые не согласились принять "веру арабов", были казнены. Правда, реформы Узбек-хана не затронули русских, но для татар это было поворотным моментом в истории.

После падения Казани в 1552 г. начался период насильственной христианизации, сопровождавшейся разрушением мечетей и медресе. Перед татарами встала дилемма: стать православными и сохранить свое имущество, поместья, дворянское звание и т.д. или же остаться мусульманами и лишиться всего. Часть татар предпочли первое. Такие известные русские фамилии, как Державин, Карамзин, Чаадаев, Тургенев, Аксаков, Кутузов, Огарев, Тимирязев, Юсупов, Куприн и т.д., происходят из старинных татарских родов. Они не только знали о своем происхождении, но и порой гордились им.

Другая часть татар отказалась перейти в православие. Кто-то уехал в мусульманские страны, кто-то поднимал восстания. После пугачевского бунта Екатерина II была вынуждена принять указ о веротерпимости. С этого момента начинается строительство мечетей, часть крещеных татар принимает ислам. Некоторым из них восстановили дворянское звание, хотя оставили ограничения в имущественных правах или выборе профессии, а также запретили открывать татарские светские учебные заведения.

В XIX в. развитие капиталистических отношений поставило перед татарским народом новые задачи: они должны были стать конкурентоспособными. Это в корне меняло функции ислама: из института сохранения этноса он должен был стать фактором развития. Существующие мазхабы (правовые школы) не годились для условий России. Нужно было самостоятельно искать пути развития. Мазхабы, появившиеся в IX-XI веках как естественное развитие ислама, впоследствии законсервировали свободную мысль и общественные отношения. Выдающийся исламский богослов Абу Ханифа предупреждал: "Запрещено кому бы то ни было, кто не знает моего доказательства, выносить мои постановления - фетвы, ссылаясь на мои слова". Но его последователи не послушались учителя и создали ханифитский мазхаб, которого татары придерживались с X века.

Ровно 200 лет назад, в 1804 г., богослов Габденнасыр Курсави написал трактат, в котором призвал татар к модернизации ислама. В нем, в частности, говорилось: "Вы не истинные и правоверные мусульмане. Вы отступили от Корана Аллаха и преданий Пророка". Следование сложившимся традициям не вело к спасению, нужен был иджтихад, то есть самостоятельный поиск. При этом для Курсави общественное мнение не могло выступать критерием истины. Он считал, что человек, убежденный в истинности своих рассуждений, имеет право действовать по собственному усмотрению, даже если его поступок осуждается большинством. Эта мысль была революционной.

С Курсави начинается религиозное течение, получившее название джадидизма (от арабского ал-джадид - обновление, реформа). Джадидизм критически относился к мазхабам. Фанатизм мазхабов стал "проклятием народов ислама", писал Габдулла Буби, основатель одного из самых передовых медресе того времени "Иж-Буби". Джадидизм был открыт западной культуре. Он стал доминирующим движением среди поволжских и крымских татар, в Центральной Азии и Азербайджане.

Исламская реформация, начавшись с богословия, преобразовала и общественную жизнь татар. Изменилась система образования, возникли новые периодические издания, издательства и типографии, так что к началу ХХ в. почти все татары были грамотными. Одной из статей экспорта татарских купцов стали книги и газеты. В Азии о Пушкине впервые узнали через переводы на татарский язык.

В джадидских медресе готовили предпринимателей, которые получали образование по математике, бухгалтерии, географии, французскому языку и т.д. Наконец, как своего рода венец татарской исламской реформации следует назвать создание политических партий и собственной мусульманской фракции в Государственной Думе.

Борьба татарских реформаторов со средневековыми традициями была одним из проявлений вечного противостояния прогресса с отсталостью. Как это ни прискорбно, но в "кадимизме" (направление традиционного ислама у татар) не было ничего прогрессивного, из этой среды не вышло ни одной значительной фигуры. Кадимисты даже доносили царской охранке на джадидов.

Сегодняшняя ситуация возвращает татар к началу XIX века. В условиях господства мирового рынка и глобализации перед татарами вновь стоит задача достижения конкурентоспособности. И опять-таки, как и двести лет назад, исламский мир не дает образцов поведения. Мы не можем, как Саудовская Аравия, жить на нефтедоллары. Татарстану нужно самостоятельно искать пути развития, причем с учетом того, что российские условия для наших мусульман не чужды. Миллионы мусульман выросли в России с убеждением, что они должны жить в светской стране, считаясь с той культурой, которая выработана за многие столетия.

Наши главные конкуренты находятся на Западе, а потому мы вынуждены вводить стандарты, близкие к международным. Мы не можем ориентироваться на Судан, Пакистан, Иран. Нам нужен евроислам. Пророк Мухаммад говорил: "Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии".

Многие нормы шариата безнадежно устарели. Ислам призывает к справедливости, а ее не бывает без равенства мужчины и женщины. Полигамия, как и исламское право наследования, процедура развода ставит женщин в неравное с мужчинами положение. Это неравенство было оправданно в Средние века, но оно не имеет смысла сегодня. Иного прочтения требует и понятие джихада, который чаще всего понимают как войну с неверными. Пророк различал малый джихад с применением силы и высший джихад, который предполагает мирное продвижение ислама. Сегодня под джихадом следует понимать то, что он буквально и означает - "усердие", борьбу с неверием в себе. Малый джихад, если он справедлив, то объявляется в целях самообороны, для борьбы с насилием и тиранией, что вполне соответствует международному праву.

Человечество движется от раздробленности к единству. Международные нормы стали выше, чем интересы отдельных государств и общин, а значит, и шариат нуждается в соответствующей корректировке. Когда-то воинственность была чертой всех религий. Мусульмане с мечом в руке создавали халифаты. Христиане Европы устраивали крестовые походы. Католики и протестанты ожесточенно воевали друг с другом. Сегодня особенно важно в каждой религии увидеть призыв к добру и милосердию.

По Корану, Бог един. В нем сказано: "Тем, которые уверовали, иудеям, христианам, сабеянам и всем, кто уверовал в Бога и в последний день и кто творил добро, будет награда от Господа. и им не будет ни страха, ни печали", поэтому творить добро для людей - безусловное предписание Аллаха. Благодать Господа объемлет все его творения, вне зависимости от вероисповедания.

После событий 11 сентября 2001 г. в мире нарастает исламофобия. Мир раскололся, появилась брешь, которая может стать пропастью. Объединить мир могут только новые ценности. Они не могут быть чисто либеральными, но не могут быть и традиционно-исламскими. Сближает Восток и Запад иджтихад - свободомыслие, которое есть не что иное, как начало либерального сознания. Если свободная личность тянется к образованию и наукам, стремится к прогрессу общества, то это вполне приемлемо как для западной, так и исламской культур.

В ХХ в. одним из самых значимых событий стало разрушение Берлинской стены не только в смысле объединения двух немецких стран, но и исчезновения преград между Западом и Востоком. Но вместе с тем возникла стена между христианством и исламом. Задача людей доброй воли сломать и эту "Берлинскую стену". Нам нужен евроислам, который одинаково приемлет ценности Востока и Запада.

Праведность состоит в том, чтобы люди становились цивилизованными, культурными и образованными. Это и есть служение (ибадат) в широком смысле слова. Пророк Мухаммад сказал: "Для всего есть свой путь. Путь же в рай открывает знание". Любое знание есть шаг к Господу, который ждет не слепого поклонения, а пользы от деятельности человека.

Ислам - развивающееся мировоззрение. Модернизация - его внутренняя сущность и неотъемлемое качество. В этом его сила, и он достаточно гибок, чтобы суметь ответить на вызовы времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1090
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
770
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
875
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
930

Другие новости