Ужасным явлением наших дней является то, что международный терроризм стремится "приватизировать" ислам. Мы, граждане России, верующие и неверующие, православные и мусульмане, как и все цивилизованное человечество, являемся свидетелями и жертвами этих стремлений террористов.
Международный терроризм, пришедший на территорию нашей родины, имеет четкую цель - взорвать формирующееся в России гражданское общество, ослабить государство, расчленить страну.
Хорошо известны формы проникновения международных террористов на территорию России и методы их организационной и идеологической экспансии, вовлечения российских граждан в интернациональную террористическую сеть. Известны источники, пути и способы финансирования боевиков. Видны результаты их деятельности. Но я хотел бы остановиться только на одной теме: как международный терроризм, "приватизируя" ислам, стремится усилить эффект своей разрушительной деятельности.
Враг хитер и коварен. Тактику международного терроризма по всему миру можно метафорически описать образом "снайпер в мечети", который пробрался туда и под прикрытием святыни ведет огонь по живым мишеням. Как действуют международные террористы? Появляется кто-то, заявляющий себя выступающим от имени мусульман, в их защиту и защиту ислама. И совершает ужасные преступления: взрывает дискотеки, школы, автобусы и самолеты, захватывает заложников и убивает их перед телекамерами на фоне знамен с исламскими лозунгами.
Увы, этим террористам в разных странах мира удается привлечь на свою сторону часть мусульман, которые верят, что действительно эти люди защищают права мусульман в войне против "неверных" - "крестоносцев", "иудеев", "колонизаторов", "захватчиков" и, что важно отметить, против мусульман, которых международные террористы провозглашают "вероотступниками".
Нередко террористам, использующим исламскую риторику, удается внушить обществу, что они - плоть от плоти ислама. При этом террористы, нанося удары, оправдывают свои действия некой "коллективной виной" своих жертв. В таком ракурсе убийство детей в Беслане подается как "наказание и предупреждение" "крестоносцам". У действительных и потенциальных жертв международного терроризма может возникнуть абсолютно ошибочное представление о "коллективной вине" мусульман. Если это, не дай Бог, произойдет, международные террористы добьются своих целей.
Не всегда и не все авторитетные исламские богословы в разных странах мира активно противостоят попыткам "приватизации" ислама экстремистами и основную энергию направляют на то, чтобы жертвам терактов объяснить, что "террористы не имеют никакого отношения к исламу". Однако все видят, что какое-то отношение террористов к религии все-таки существует, и не удовлетворяются этими заявлениями. Многие ищут ответы на этот вопрос и получают их, увы, от людей некомпетентных или злонамеренных. Таким образом, террористы оказываются в выигрыше.
Более того, действия властей, направленные на защиту граждан от такого рода международных террористов, от, образно говоря, "снайпера в мечети", некоторыми комментаторами, в том числе из исламской среды, подаются как проявления "исламофобии", "преследования мусульман", "враждебности к исламу". И подобные провокационные трактовки могут использоваться международными террористами для расширения круга своих немногочисленных сторонников.
Отрадным фактом является то, что во всем мире мусульмане все более и более осознают необходимость противостоять тем силам, которые без всякого на то права пытаются выступать от имени мусульман якобы для защиты их интересов и провокациями втягивают их в конфронтацию с государством и согражданами иного мировоззрения. Приведу только два самых свежих примера. Французские мусульмане провели массовую демонстрацию протеста против захвата двух журналистов так называемой "Исламской армией Ирака", которая требовала в обмен на освобождение заложников отменить закон, запрещающий демонстративное ношение религиозных символов, в том числе исламских женских платков-хиджабов. В Великобритании Исламский совет издал памятку для мусульман по противодействию терроризму, в которой кроме всего прочего рекомендуется незамедлительно сообщать в полицию обо всех подозрительных лицах и экстремистских действиях в мечетях или местах проживания мусульман.
В России, которая как минимум с середины 90-х годов XX века страдает от международного терроризма, антитеррористическая мобилизация российских мусульман имеет богатую историю. Здесь достаточно вспомнить, что еще в 1999 г. Народное собрание Республики Дагестан приняло Закон "О запрете ваххабизма и иных форм экстремизма".
По заявлениям ряда российских исламских лидеров можно судить, что в настоящее время они стремятся защитить и ислам, и граждан России и других государств от международных террористов, использующих боевиков-смертников. Ведь и в терактах 11 сентября 2001 г. в США, и в израильских автобусах, и во взрывах 24 августа этого года двух российских авиалайнеров использовались именно так называемые "шахиды". Буквально в эти дни обнародована угроза командира иностранных "моджахедов" в Чечне Абу-Хафса Аль-Урдуни ("Иорданца") о том, что в России будут осуществляться самоубийственные террористические акты с использованием смертников с началом священного для мусульман месяца рамадан, то есть с середины октября нынешнего года.
Понятно, что задача правоохранительных органов и спецслужб - всячески воспрепятствовать этому. В свою очередь, долг исламского духовенства в России - объяснить верующим мусульманам, что так называемые "шахиды", какими бы соображениями они ни руководствовались, совершают два смертных греха - убийства и самоубийства, за которые Коран обещает не рай, как это утверждают международные террористы, "приватизировавшие" ислам, а вечные мучения в геенне огненной. Было бы очень важно, чтобы исламское духовенство России издало фетву (постановление), в которой разъяснит всем мусульманам, что акции так называемых "шахидов" - двойное преступление, которое карается адскими муками.
Только совместные и скоординированные усилия всех частей гражданского общества в сотрудничестве с государственными органами способны привести к победе в борьбе против международного терроризма, пытающегося "приватизировать" ислам.