Недавно в Федеральном ведомстве по охране Конституции (секретная служба безопасности Германии) состоялась пресс-конференция для журналистов. Хотя это ведомство занимается борьбой с распространением наркотиков, торговлей оружием, нелегальной эмиграцией и прочими проблемами безопасности, с журналистами встретились руководители Управления по борьбе с терроризмом. Они рассказали о направлении своей работы и проблемах, стоящих перед ведомством.
Немецкие контрразведчики ведут борьбу со всеми видами как собственно германского, так и международного терроризма. В их поле зрения находятся и правые экстремисты-неонацисты, и леваки-радикалы. В то же время они следят за курдскими сепаратистами из леворадикальной Рабочей партии Курдистана, за баскскими террористами из организации "Эта" и за ирландскими бомбистами из "Шин-фейн". При этом немецкие контрразведчики тесно сотрудничают с коллегами из других стран. И все же основное направление работы ведомства - борьба с исламским терроризмом.
Из самых значительных и наиболее опасных исламских группировок была названа прежде всего "Аль-Каида", организовавшая теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Известно, что одна из штаб-квартир "Аль-Каиды", в которой готовилась эта операция, находилась в Гамбурге. Теперь немецкие контрразведчики делают все, чтобы подобное не повторилось. Но "Аль-Каидой" дело не ограничивается. Не менее агрессивными и опасными считаются организации "Братья-мусульмане" и "Хизб ут-Тахрир".
Последняя создана в 1953 году в Иордании. Одна из ее главных целей - это превращение Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана и других среднеазиатских республик бывшего СССР в исламские государства по типу Ирана. Хотя в самой Германии, по мнению контрразведчиков, "Хизб ут-Тахрир" террористических актов не планирует, тем не менее 15 января этого года она была запрещена решением министра внутренних дел ФРГ Отто Шили.
Каковы же основные трудности, с которыми сталкиваются немецкие контрразведчики в борьбе с исламским терроризмом? Прежде всего это проблема языка. Дело в том, что контрразведчикам, занятым борьбой с исламистами, необходимо знать не просто арабский язык, но и множество диалектов, массу разговорных тонкостей и нюансов. Как отличить, например, когда мулла читает ту или иную суру Корана в классическом изложении или вкладывает в нее особый смысл, в частности призывает ненавидеть "неверных"? Это может понять тот, кто не только глубоко знает язык, но также Коран и исламскую традицию.
Еще большей проблемой для контрразведчиков является необходимость cоблюдать демократические нормы в отношении религиозных меньшинств. Согласно Конституции ФРГ, религиозные организации полностью ограждены от вмешательства государства. Пользуясь этим достижением западной демократии, фанатики-исламисты и эмиссары террористических организаций превратили многие мечети и мусульманские школы Германии в рассадники воинствующей исламской идеологии и центры по вербовке молодежи во всевозможные террористические группы, действующие на всех континентах.
На вопрос журналистов, может ли ведомство по охране Конституции эффективно противостоять росту исламистской опасности, могут ли немецкие контрразведчики предотвращать теракты на территории страны, руководители ведомства только красноречиво развели руками.