Когда США начинали "освободительную" войну в Ираке, многие наблюдатели беспокоились, что она перерастет в этноконфессиональный конфликт и примет ярко выраженный религиозный характер. Эту обеспокоенность высказывали и участники круглого стола на тему "Война в Ираке", состоявшегося в редакции "НГ" 27 марта 2003 г. Тогда послу США в России Александру Вершбоу был задан вопрос: "Не опасаетесь ли вы, что в Ираке могут произойти этноконфессиональные конфликты?"
На это посол ответил: "Мы учитываем такую возможность. Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы закон и порядок восторжествовали, чтобы предотвратить насилие. В самом начале послевоенного периода будет наблюдаться напряженность. Целый ряд этнических групп, проживающих в Ираке, претерпели жестокие репрессии со стороны Хусейна, имели место массовые убийства, следовательно, эти группы будут испытывать желание отомстить. Мы будем пытаться контролировать ситуацию и не поощрять людей, чтобы те брали правосудие в свои руки".
Участники круглого стола высказали также озабоченность проблемой безопасности религиозных святынь Ирака: "Понятно, что война может причинить им большой ущерб. Предпринимает ли командование антииракской группировки меры, чтобы религиозные святыни не пострадали?"
Посол уверил собравшихся: "Мы делаем все от нас зависящее, чтобы избежать нанесения ущерба святыням в Ираке. Некоторые страны, входящие в коалицию, даже вызвались откомандировать свои подразделения, чтобы охранять эти святыни, тем более что это необходимо будет делать после завершения военной операции... Мы будем делать все возможное, чтобы избежать ущерба святыням".
Расчеты американцев и их союзников не оправдались. Война не кончается, послевоенный период еще не наступил, а закон и порядок так и не восторжествовали. В "свободном" Ираке обстреливаются мусульманские мечети, взрываются христианские храмы, чего, как ни странно, не было при Хусейне. Поэтому этнические и конфессиональные группы, которые, как полагали американцы, "претерпели жестокие репрессии", действительно испытывают желание мстить, но не свергнутому "диктатору", а своим заморским "благодетелям".
Месть со стороны исламских радикалов провоцируют сами американцы, не только не сумевшие защитить мусульманские святыни, но и осквернившие их. Действия "освободителей" иракцы расценивают как кощунство и святотатство. Именно кощунством явилось для мусульман-шиитов, составляющих большинство населения страны, то, что сейчас происходит в их священном городе Эн-Наджафе.
В ночь с 22 на 23 августа американцы обстреляли мечеть-усыпальницу халифа Али, в которой засел со своими боевиками мятежный имам Муктада ас-Садр, мечтающий о создании в Ираке шиитского государства. При поддержке авиации обстрел святыни вели американские танки, находящиеся в 800 метрах от мечети, и вертолеты.
Был поврежден один из золотых куполов усыпальницы и пробита ее каменная ограда. Шейх Ахмед ад-Шейбани, представитель ас-Садра, призвал ООН, исламский мир и Лигу арабских государств срочно вмешаться, чтобы остановить боевые действия в священном городе. Впрочем, американское командование в Ираке утверждает, что ракета, попавшая в ограду, была выпущена иракскими боевиком. Согласно информации армии США, американский пилот якобы видел, как сторонники ас-Садра открывали огонь по мечети. Но невозможно представить, чтобы у шиитов поднялась рука на их главную святыню - усыпальницу Али, с именем которого связано зарождение шиизма.
Шииты, в отличие от мусульман-суннитов, признают халифа Али и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками Пророка Мухаммада. Противостояние шиитов и суннитов началось после смерти Мухаммада в 632 г., когда в мусульманской общине началась борьба за звание "повелителя правоверных" (халифа). Тогда большая часть верующих поддержала Абу Бакра, купца из Мекки, тестя Пророка, а затем и его преемников - халифов Омара и Османа.
Но часть мусульман приняли сторону отважного воина и блестящего проповедника Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада. Сторонники Али получили имя шиитов (от арабского аш-шия - "группировка, партия"). Шииты объявили трех первых халифов "узурпаторами", а Али, ставшего халифом в 656 г., единственным законным "повелителем правоверных". Став халифом, Али перенес свою резиденцию в иракский город Куфу. 19 января 661 г. при выходе из мечети Куфы Али был смертельно ранен убийцей, подосланным его противниками, а через два дня скончался. По преданию, халиф был похоронен под Куфой, где впоследствии возник город Эн-Наджаф. Над его могилой была построена величественная мечеть с золотыми куполами, ставшая мусульманской святыней.
Память убиенного "повелителя правоверных" чтят и шииты, и сунниты. Но если сунниты почитают его, как одного из "праведных" халифов и как пример набожности и благородства, то среди шиитов образ Али оттеснил на второй план образ самого Мухаммада. Шииты приписывают халифу всевозможные добродетели и объявляют его носителем "Божией благодати", абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах веры и мирской жизни.
Вольно или невольно посягнув на усыпальницу Али, американцы переступили черту, отделяющую "освободительную" войну от религиозной. И лишь желанием оправдаться или незнанием истории ислама и Ирака можно объяснить нелепое заявление о том, что мечеть обстреляли боевики ас-Садра.
Обстрел святыни Эн-Наджафа - это вызов шиитам, который наверняка спровоцирует новые антиамериканские выступления. Итог этих выступлений может быть неожиданным: религиозная война и создание на богатых нефтью землях южного Ирака независимого шиитского государства, подобного соседнему Ирану. Эта мусульманская республика, объявившая США "большим дьяволом" и врагом "правоверных", давно уже является головной болью для Америки. Зачем же "освободителям" понадобилось провоцировать шиитов на войну и создание нового оплота исламского фундаментализма? Наверное, правы были американские индейцы, подметившие, что дважды на одни и те же грабли наступает только бледнолицый!