"Джамаа Исламия" (ДИ) - известная террористическая организация, ставшая наряду с "Аль-Каидой" символом наиболее экстремистского проявления исламского радикализма. Она официально включена в черный список ООН. Попытки лидеров ДИ превратить Индонезию в исламское государство, а затем создать "новый азиатский халифат", куда вошли бы Индонезия, Малайзия, Бруней, Сингапур, южные части Филиппин, Таиланда и Мьянмы, привели к многочисленным жертвам. По крайней мере так утверждают весьма авторитетные источники, в том числе организация "Международная кризисная группа", в состав которой входят видные политические деятели.
И тем не менее вопрос о том, существует ли "Джамаа Исламия" на самом деле, остается открытым. Несмотря на громкие судебные процессы, движущие силы терроризма в Юго-Восточной Азии до сих пор находятся в тени. На суде обвиняемые ведут себя зачастую весьма нагло. Причем предполагаемый идейный вождь ДИ, лидер радикального крыла индонезийских мусульман Абу Бакар Башир, утверждает, что эта организация не что иное, как миф.
Кто же заинтересован в такой организации или по крайней мере в мифе о ней? Оказывается, игроков на этом поле немало, причем далеко не все из них стремятся к созданию авторитарных исламских режимов. Для них важно лишь наличие весьма активной и боеспособной террористической структуры. Именно этот фактор серьезно влияет на расстановку политических сил.
За последние три года по Индонезийскому архипелагу прокатилась волна терактов. Например, взрыв на острове Бали, унесший большое число жизней, шокировал не только Индонезию, но и весь мир. Но кто его организовал и какие цели преследовал, неизвестно. Как считают индонезийские власти, в стране постоянно действуют несколько экстремистских группировок. Высказываются мнения, что теракты могут быть делом рук воинствующих радикалов, которые борются за создание исламского государства и действуют заодно с панисламистами из соседних стран. Однако это маловероятно, поскольку подавляющее большинство 220-миллионного населения Индонезии составляют мусульмане, придерживающиеся умеренных взглядов. Взрыв не мог не вызвать негативного восприятия в мусульманской среде в целом.
Другое дело, если инициаторы теракта хотели дестабилизировать ситуацию в регионе и за его пределами. В этом случае поставленная задача была, безусловно, выполнена. Такая акция могла бы представлять для исламистов интерес с точки зрения далеко идущей программы устрашения населения либо оказания воздействия на власти как один из этапов построения "нового азиатского халифата". Сразу вслед за взрывом на Бали мусульманские экстремисты выступили с угрозами начать "джихад" - священную войну против правительства, если власти попытаются арестовать исламистов.
Очевидно, в устрашении всех и вся заинтересованы и члены "Аль-Каиды", обосновавшиеся в Юго-Восточной Азии. Представители индонезийской контрразведки признают факты проникновения на острова агентов из этой международной террористической сети. Джакартские СМИ, ссылаясь на мнение представителя местных спецслужб, сообщили, что "боевикам из "Аль-Каиды" удалось создать на архипелаге свою структуру и установить контакты с некоторыми индонезийскими группами".
При таком раскладе, по всей вероятности, справедливо предположение ряда наблюдателей о том, что "Джамаа Исламия" действительно существует, но лишь в качестве местного подразделения "Аль-Каиды". Соединенные Штаты настаивают на том, что в Юго-Восточной Азии сконцентрировано значительное число активистов "Аль-Каиды".
В Америке стремятся помешать возможному объединению исламистов. По мнению аналитиков в Джакарте, это может привести к тому, что регион из предполагаемой "базы" "Аль-Каиды" может превратиться во "фронт боевых действий". В русле такой логики следует, очевидно, рассматривать взрыв в американском отеле "Марриотт", который прогремел в Джакарте в августе 2003 г. Вскоре была пресечена подготовка теракта в посольстве США в Сингапуре. Это явный знак того, что присутствие американцев в Индонезии и регионе нежелательно.
Террористические акты, вне всякого сомнения, будоражат ностальгию индонезийских военных по утраченной ими власти после падения режима Сухарто и, видимо, вселяют в них надежды на реставрацию былого статуса. При этом их доводы сводятся к тому, что только "сильная рука" в отличие от гражданского правительства способна восстановить в стране порядок и справиться с терроризмом. Такой вариант развития событий вполне устраивает американцев, поскольку это позволило бы им значительно расширить свое влияние в регионе.
Появляется все больше подтверждений того, что реваншисты получают моральную и материальную помощь от Соединенных Штатов.
Как считает ряд аналитиков, в американской администрации возникают идеи содействовать постепенному продвижению к власти в Индонезии одного из генералов по примеру Пакистана, конечно, в условиях "демократических выборов". По логике исламистов, которую разделяют и в среде умеренных мусульман, взрыв, равно как и придуманный американцами миф о существовании "Джамаа Исламия", нужны Вашингтону для того, чтобы подать ислам как воинствующую религию.
Нельзя не учитывать и радикальные исламские полувоенные группировки. Они представляют собой нечто среднее между криминальными бандами и повстанцами, которые смешивают политику с грабежами, вымогательством и рэкетом. Подразделения индонезийских вооруженных сил обучали террористические группировки исламистов и в некоторых случаях поощряли их к участию в полувоенных операциях.
Одна из таких группировок, "Воинство джихада", набирала своих солдат из числа городских безработных и выплачивала жалованье их семьям за время службы. Эти банды использовались при массовых убийствах коммунистов в 1955-1956 годах и в стычках со сторонниками независимости Восточного Тимора в 1990-х.
Мы попытались обозначить основных действующих лиц на политической арене Юго-Восточной Азии. Действительно ли в их число входит организация "Джамаа Исламия", призванная реализовывать честолюбивые планы региональных лидеров исламских радикалов? Или же это расквартированное в Юго-Восточной Азии отделение "Аль-Каиды", решающее собственные задачи?
В конце концов под маской исламской группировки могут орудовать обычные бандиты, прикрывающие свои преступления борьбой за чистоту ислама. Какова истинная суть происходящих событий - покажет будущее.