Одному из старейших иерархов Русской Православной Церкви митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру 27 мая исполнилось 75 лет.
Митрополит Владимир (в миру Владимир Саввич Котляров) родился в 1929 г. в городе Актюбинске. Окончив техникум, поступил в Московскую духовную семинарию. В 1953 г. перевелся в Ленинградскую духовную академию, которую окончил будучи уже в сане иерея в 1958 г. со степенью кандидата богословия, и был оставлен там в качестве преподавателя.
В 1962 г. принял монашество и был командирован в Иерусалим в должности заместителя начальника Русской Духовной миссии. В том же году возведен в сан епископа Звенигородского и командирован в качестве представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей.
С 1962 г. руководил разными епархиями, активно участвуя во внешнеполитической деятельности Русской Православной Церкви. В 1967 году возведен в сан архиепископа. В 1992 году становится митрополитом. В 1995 году возведен на Петербургскую кафедру.
В церковных кругах за митрополитом Владимиром уже давно закрепился имидж человека неуживчивого, с сильным характером, говорящего правду в глаза. По его собственным словам, перевод в 1973 году с Ростовской кафедры на Иркутскую и с Краснодарской на Псковскую в 1987 году произошел "под давлением нецерковных структур". Последний перевод сопровождался громким скандалом: прихожане Екатерининского собора Краснодара требовали возвращения архиепископа Владимира на кафедру. У многих москвичей в памяти остались пикеты верующих у здания Патриархии в Чистом переулке, которые требовали от Патриарха Пимена оставить их любимого владыку на Краснодарской кафедре.
В 1995 году митрополит Владимир пожаловался в Священный Синод на митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева) за то, что тот благословил деятельность ростовского филиала некой православно-патриотической организации. Синод рассмотрел эту жалобу и указал митрополиту Иоанну на недопустимость благословения организаций, действующих на территории другой епархии.
Какой бы епархией ни управлял митрополит Владимир, он везде стремился строить церковную жизнь строго по каноническим правилам, вследствие чего с 1996 года у него разгорелся затяжной конфликт с духовенством Петербургской епархии. На епархиальном собрании в декабре 1996 года митрополит Владимир настаивал на единообразии сокращений богослужебного устава, на согласовании между приходами цен на таинства и требы, церковную утварь и предметы обихода, на незамедлительности и точности отчислений в епархиальную кассу.
В 1997 году митрополит Владимир неожиданно заявил о необходимости перехода Русской Церкви на григорианский календарь, за что получил выговор от Патриарха Алексия II.
Митрополиту удалось фактически возобновить монашескую жизнь в Петербургской епархии. При нем было открыто несколько новых монастырей, постепенно возраждается Александро-Невская лавра.
На сегодняшний день Петербургская кафедра является в Русской Церкви одной из наиболее стратегически важных. Занимающий ее архиерей автоматически рассматривается в качестве претендента на патриарший престол. Учитывая почтенный возраст и плохое состояние здоровья митрополита Владимира, ему вряд ли суждено стать преемником Алексия II. Не исключено, что уже в скором времени митрополит может уйти на покой. В настоящий момент аналитики называют двух наиболее вероятных претендентов на Петербургскую кафедру: председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) и Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева).
В настоящее время расстановка сил в церковной среде складывается скорее в пользу митрополита Филарета. Он является председателем Синодальной Богословской комиссии РПЦ, а в прошлом на протяжении многих лет возглавлял ОВЦС МП. Митрополит Филарет обладает гораздо большим опытом церковной работы, поскольку стал епископом еще в 1965 году, когда митрополит Кирилл только поступал в семинарию. Митрополиту Филарету удалось наладить хорошие отношения как с белорусскими властями, так и с представителями других христианских конфессий в этой республике, граничащей с католической Польшей.
При этом стоит сказать, что оба претендента хорошо известны петербургской пастве, которая считается самой взыскательной и интеллигентной в Русской Церкви.