0
5696
Газета Политика Интернет-версия

21.04.2004 00:00:00

В Халифат путем джихада

Тэги: ташкент, взрыв, хизб уттахрир, ислам


"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", или "Исламская партия освобождения" основана в 1953 году в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. В нее вошли члены религиозно-политической организации экстремистского толка "Братья-мусульмане". Первоначальная идея "Тахрира" - освобождение Палестины от израильтян - впоследствии выросла в стремление вернуть мусульман к истинно исламскому образу жизни и распространить ислам в качестве религиозно-политической идеологии по всему миру.

Постепенно филиалы "Тахрира" появились в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и странах Западной Европы. Сегодня их штаб-квартира расположена в Лондоне.

С середины 1990-х годов "Тахрир" начал активную деятельность на территории бывшего СССР, в частности, в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане. Сегодня в этих республиках, по различным сведениям, насчитывается от 15 до 20 тысяч членов партии.

Сегодня "Тахрир" является религиозно-политической организацией с радикальной исламской идеологией. Задачи партии - возрождение исламского образа жизни и распространение ислама по всему миру, в том числе путем джихада. Конечной целью "Исламской партии освобождения" является создание Халифата - исламского государства, основанного на законах шариата.

Сами тахрировцы настаивают на том, что создание Халифата не должно осуществляться насильственным путем. Впрочем, в своих официальных документах они активно используют термин "джихад" и не уточняют, какой джихад имеется в виду - вооруженная война с неверными ("джихад меча"), борьба с собственными дурными наклонностями ("джихад сердца") или увещевание других ("джихад языка"). В документах "Тахрира" также говорится, что их политическая борьба - это борьба с правителями исламских стран, "заключающаяся в том, чтобы вовремя раскрыть их предательские замыслы и направленные против интересов уммы (мусульманской общины) сговоры с кафирами (неверными)".

Тахрировцы, не признавая существующих современных государств, разбили весь мир на "вилаяты" (области, провинции). В каждом "вилаяте" структура партии организована по принципу ячеек (отдельно мужских и женских) - небольших подпольных групп с жесткой партийной дисциплиной, занимающихся пропагандой идей "Тахрира". Наибольшее влияние тахрировцы оказывают на исламскую интеллигенцию и молодежь.

Члены "Тахрира" полагают, что сначала необходимо просветить умму (мусульманскую общину) и объединить в Халифат традиционно мусульманские народы. Впоследствии это должно стать основой для распространения ислама по всему миру и поглощения Халифатом всех остальных государств.

Таким образом, борьба тахрировцев за реализацию поставленных целей есть ни что иное как джихад в общеизвестном смысле слова, то есть борьба с неверными и распространение ислама. Кроме того, "Тахрир" оставляет за собой возможность ответных силовых действий в случае применения насилия по отношению к той или иной исламской стране.

Сразу после серии терактов, совершенных в конце марта в Ташкенте, генеральный прокурор Узбекистана Рашид Кадыров заявил о том, что есть основания полагать, что к ним могут быть причастны "Хизб ут-Тахрир" и ваххабиты.

Однако "Тахрир" сразу же отмежевался от взрывов в Ташкенте, ссылаясь на то, что его члены ограничиваются "интеллектуальной и политической деятельностью, и никогда не прибегают к вооруженным силовым действиям". Несмотря на это появление "Тахрира" в спискае подозреваемых организаций не случайно. По некоторым данным, неподтвержденным в силу закрытости самой организации и предельной скупости информации со стороны узбекских властей, в узбекском отделении партии недавно произошел раскол. Часть наиболее радикально настроенных активистов якобы отказалась практиковать ненасильственные методы борьбы за исламский Халифат. Об этом пишет швейцарская газета Le Temp.

Однако существуют и другие косвенные свидетельства отнюдь не мирной деятельности "Тахрира". Во-первых, по данным спецлужб, в том числе и российских, эта партия имеет связи с международными исламистскими организациями и некоторые ее члены проходили подготовку в различных лагерях исламских боевиков.

Во-вторых, распространяемые "Тахриром" материалы содержат призывы к изменению конституционного строя той страны, где организация ведет свою деятельность, что само по себе уже является антизаконным. Как сообщает среднеазиатская пресса, в листовках партии можно встретить утверждения, что США и Великобритания объявили войну исламу. Исходя из анализа партийных документов самого "Тахрира", это должно означать, что путь к вооруженному джихаду против врагов ислама теперь открыт.

В-третьих, неоднократные аресты членов "Тахрира", в том числе и в России, выявили не только наличие экстремистской литературы, но и незаконное хранение оружия. В 2001 году ФСБ России по запросам Генпрокуратуры Узбекистана в разное время были задержаны и экстрадированы активисты партии, в частности, граждане Узбекистана Юсупов, Алиев, Абдиев, Рахмонов. В 2002 году был задержан другой тахрировец - Холмирзаев, проходивший подготовку в одном из спецлагерей в Афганистане. В 2003 году оперативники выявили ячейку "Тахрира" в Тюменской области. Один из самых громких арестов произошел 6 июня 2003 года, когда в ходе совместной операции ФСБ и МВД России удалось раскрыть ячейку "Тахрира" в Москве. Были задержаны 55 членов партии. Среди них гражданин Киргизстана Алишер Мусаев и гражданин Таджикистана Акрам Джалолов. В автомобиле Мусаева обнаружили около 100 г пластита, 3 ручных гранаты, а также 15 листовок "Исламской партии освобождения". Среди личных вещей Джалолова оперативники также нашли листовки, брошюры, 400 г тротила и другое оружие.

Многие правозащитники активно выступают в защиту "Тахрира" и доказывают его мирный характер. Например, влиятельная западная организация "Международная группа по предотвращению кризисов" (МГПК) критикует правительство Узбекистана и других центральноазиатских республик за преследования тахрировцев. По ее мнению, это только способствует усилению позиций исламистов. Однако даже правозащитники предупреждают, что эта организация очень опасна. В докладе МГПК от 30 июня 2003 года говорится: "Теоретически, партия отвергает терроризм, считая, что убийство невинных противоречит закону ислама. Однако под прикрытием подобных высказываний в их партийной литературе содержится идеологическое оправдание насилия, и партия признает свое участие в ряде неудавшихся попыток переворота на Ближнем Востоке".

Во многих странах, в частности в Германии, пария "Хизб ут-Тахрир" объявлена вне закона. В России эту организацию запретили 14 февраля 2003 года за деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя РФ, связи с незаконными вооруженными формированиями и радикальными исламскими структурами, действующими на территории Северо-Кавказского региона. США и Великобритания пока что не включили эту организацию в список запрещенных террористических формирований.

Несмотря на различные оценки деятельности "Хизб ут-Тахрир", очевидно, что эта партия не принадлежит к традиционному исламу (об этом красноречиво свидетельствует стремление партии изменить умонастроения традиционной уммы) и относится к категории если не экстремистских, то по меньшей мере радикальных и сильно политизированных исламистских движений.

Оставим на усмотрение специалистов по проблемам безопасности вопрос о том, какую реальную или потенциальную угрозу тахрировцы могут нести России и ее среднеазиатским соседям. Однако совершенно очевидно, что идеологически "Исламская партия освобождения" находится в русле именно этих неофундаменталистских тенденций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости