За скупыми и тщательно выверенными строками официальных сообщений пресс-службы Ватикана с биографическими данными прелатов Католической Церкви трудно увидеть жизненный путь того или иного иерарха со всеми его коллизиями. Однако этого совсем нельзя сказать о нынешнем главе Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) - кардинале Любомире Гузаре, Верховном архиепископе Львовском и Галицком.
При чтении его биографии сразу возникает масса вопросов. Например, лишь узкий круг лиц из числа духовенства Украинской Католической Церкви может внятно объяснить, почему на протяжении почти 20 лет двое Римских Пап (Павел VI и Иоанн Павел II) отказывались признавать его епископскую хиротонию. Еще больший интерес вызывает вопрос: что же должно было произойти, чтобы заставить Римскую Курию кардинально изменить свою позицию?
Самым простым было бы объяснение, что все трое епископов, рукоположенных кардиналом Слипым 23 июля 1977 г. в Риме, попали под запрет из-за Любомира Гузара, который без разрешения церковных властей покинул приход в США, чтобы перебраться "под прямую юрисдикцию" кардинала Слипого. Теоретически такая дисциплинарная мера вполне возможна, но далеко не всегда применяется на практике.
Для тех же, кто хорошо знаком с развитием событий в УГКЦ за последние десятилетия, очевидно, что данный случай - лишь одно из следствий того глубокого кризиса, в котором оказалась Церковь за время руководства ею кардиналом Иосифом Слипым с 1963 по 1984 г.
Со временем Ватикан осознал необратимый характер политической зависимости иерарха от правых националистических организаций украинской послевоенной эмиграции, сделавших Украинскую Католическую Церковь (УКЦ) одним из инструментов борьбы за независимость Украины. В результате теплые, доверительные отношения между Ватиканом и кардиналом Слипым, бывшим узником советского режима, оказались испорчены.
О необходимости создания Патриархата УКЦ кардинал Слипый заявил на открытии второй сессии II Ватиканского Собора 11 октября 1963 г. Обоснованием такой цели были давно известные штампы униатской идеологии: ссылки на заветы Папы Римского Урбана VIII ("О мои русины, через вас я обращу весь Восток") и утверждения, что Патриархат будет способствовать укреплению позиций Католической Церкви на Востоке не только среди католиков, но и среди православных.
Этот сугубо церковный вопрос приобрел политическую окраску из-за того, что пожилой иерарх оказался заложником правого крыла украинских националистов. Всегда чрезвычайно чувствительное к угрозе слева, руководство УКЦ осталось неспособным осознать угрозу для Церкви справа. Если митрополит Андрей Шептицкий (1865-1944) под конец своей жизни осознал разрушительную для Церкви силу национализма, то его преемник своими руками подчинил Церковь крайне правым силам украинской эмиграции. И это также было одной из главных причин, почему Ватикан под тем или иным предлогом отказывал УКЦ в создании Патриархата.
Тем не менее Пасхальное послание 1975 г. кардинал Слипый подписал уже как Патриарх. В том же году, 12 июля, во время византийской литургии в соборе Св. Петра по случаю юбилейного года священник Иван Гринех впервые поминает кардинала Слипого как "Патриарха Киевского и Галицкого и всея Руси". Украинскими радикалами это трактовалось как окончательное провозглашение Патриархата.
В результате внутренние противоречия в УКЦ прорвались наружу. Церковь оказалась на грани раскола. Те, для кого приоритетом были вопросы веры, не менее радикалов желали Патриархата. Однако они считали, что получить его можно только законным путем, т.е. от церковных властей. "Не все владыки могли вопреки своей совести действовать против воли Церкви и Святейшего Отца", - напишет позже в своих воспоминаниях митрополит Филадельфийский Стефан Сулик.
Позицию радикального крыла сформулировал осенью 1969 г. кардинал Слипый: "Заявляем открыто, что необходимо сказать твердое и решительное слово, <┘> будет ли оно приятным некоторым или нет. Конечно, найдутся в современном мире разные враги, однако с ними мы можем не считаться. Мы выступили за Патриархат и исходя из этого будем продолжать нашу работу". Кардинала Слипого поддержали лишь трое епископов, однако за ними была реальная сила и власть "национально сознательных украинцев-католиков".
Приходы на местах раскололись: появились "поминающие Патриарха" и "непоминающие". Часто "поминающие" приходы отказывались повиноваться власти "непоминающего" правящего епископа, оказывали на него моральное давление, угрожали, не останавливаясь и перед физическими методами воздействия. Особенно острый конфликт вспыхнул в Великобритании, где костяк мирян составили эмигрировавшие на Запад бывшие солдаты и офицеры сформированной гитлеровцами дивизии СС "Галичина". Правящий архиерей Августин Горняк даже в храме не был защищен от брани и побоев со стороны "патриархальников". По всему миру возникла сеть "патриархальных" организаций, в Риме было создано "Общество святой Софии" для сбора средств в Патриарший фонд. Возглавил его нынешний глава УГКЦ кардинал Гузар.
Чтобы сохранить остатки церковной дисциплины, Ватикан отныне вынужден был назначать епископов, не согласовывая их кандидатуры с кардиналом Слипым. Реакция сторонников самопровозглашенного Патриарха была незамедлительной. По воспоминаниям митрополита Филадельфийского Стефана Сулика, в мае 1971 г. в Филадельфии во время посвящения в епископы Василия Лостена и Ивана Стаха члены молодежных околоцерковных организаций и "Общества за патриархальное устройство" оскорбляли епископов и духовенство, плевали на них, кричали "анаксиос" (т.е. по-гречески "недостоин"). Этому не смогли воспрепятствовать даже усиленные наряды полиции, которые должны были следить за порядком во время богослужения. Под давлением националистического крыла УКЦ кардинал Слипый в 1977 г. посвятил в сан епископа Любомира Гузара, Ивана Хому и Степана Чмиля, чтобы сохранить преемственность своего политического курса в рядах епископата.
Именно поэтому в 1979 г. в Риме Иоанн Павел II лично вынужден был возвести в епископы Мирослава Ивана Любачивского, а через год распорядился созвать Чрезвычайный Синод епископов УГКЦ и назначить Любачивского викарием и преемником на кафедре кардинала Слипого.
В своей речи на погребении кардинала Слипого Любомир Гузар подчеркнул, что теперь патриарший титул должен перейти к архиепископу Любачивскому, однако глава УКЦ не проявлял в этом вопросе слишком большой заинтересованности. Истинным духовным наследником кардинала Слипого с полным правом можно назвать нынешнего главу УГКЦ кардинала Гузара. Он солидаризируется с правыми украинскими националистами, для которых вопрос Патриархата лежит преимущественно в политико-идеологической плоскости. Но в отличие от кардинала Слипого у кардинала Гузара сегодня совершенно другие позиции и возможности. Он чувствует себя намного увереннее, так как у него появились достаточно влиятельные сторонники в Ватикане.
Митрополит Филадельфийский Стефан Сулик в своих воспоминаниях с болью пишет о кризисе в руководстве УГКЦ. Похоже, у митрополита не оставалось иной возможности выразить свое несогласие с происходящим. Его книга, недавно опубликованная во Львове, быстро исчезла с прилавков магазинов. Говорят, она была изъята или скуплена заинтересованными лицами. Представители так называемой "молчаливой оппозиции" в УГКЦ уже печатают новый тираж "Воспоминаний" и из-под полы продают книгу. А тем временем кризис в УГКЦ продолжается и становится если не ахиллесовой пятой Ватикана, то по крайней мере его "головной болью".
Киев
Из досье "НГР"
Кардинал Любомир Гузар, Верховный архиепископ Львовский и Галицкий, глава Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), родился во Львове 26 февраля 1933 г. Окончил во Львове начальную школу и первый класс гимназии. В 1944 г. перед вступлением советских войск в Галицию в возрасте 11 лет вместе с родителями покинул Украину. Семья беженцев жила в австрийском Зальцбурге, пока не получила в 1949 г. разрешение на эмиграцию в США.
Богословское образование Любомир Гузар получил в Американском Католическом университете в Вашингтоне. В 1958 г. был посвящен в сан священника Стемфордской епархии УГКЦ. В Фордгамском университете получил степень магистра философии (1967 г.). В 1969 г. переезжает в Рим, где в 1972 г. в университете "Урбанианум" защищает диссертацию "Митрополит Шептицкий - пионер экуменизма" на соискание степени доктора богословия. С 1973 по 1984 г. ведет преподавательскую работу в этом же университете.
В августе 1972 г. поступает в греко-католический монастырь св. Феодора Студита "Студион" (Гроттаферрата) в римском предместье Кастельгандольфо, где через год приносит монашеские обеты, а еще год спустя тогдашний глава УКЦ кардинал Йосиф Слипый назначает его настоятелем "Студиона". В 70-80-хх гг. Гузар - один из ближайших помощников кардинала Слипого и по его поручению возглавляет "Общество св. Софии" в Риме, созданное Слипым с целью объединения деятельности мирян и духовенства в борьбе за создание Украинского Греко-Католического Патриархата.
В 1977 г. вопреки воле Папы Римского Павла VI кардинал Слипый в монастыре "Студион" посвятил Гузара вместе с еще двумя кандидатами в сан епископа. Однако Рим не признал посвящение законным. Именно поэтому в 1978 г. кардинал Иосиф Слипый назначил Гузара архимандритом Студитского ордена, ответственным за все монастыри за пределами Украины.
В 1993 г. вместе с остатками монашеской общины в Кастельгандольфо архимандрит Гузар возвращается на Украину, в Галицию. Вскоре после их отъезда монастырь "Студион" прекратил свое существование. На Украине Гузар сначала становится духовником Львовской духовной семинарии, однако уже через год удаляется в село Колодиевку на Тернопольщине в небольшой студитский монастырь.
Там в конце 1995 г. Гузара застает весть, что Рим наконец-то признал его епископский сан. В апреле 1996 г. епископ Гузар приступил к исполнению обязанностей экзарха Киево-Вышгородского, но в октябре того же года был назначен епископом-помощником тяжелобольного тогдашнего главы УГКЦ кардинала Мирослава Ивана Любачивского. После смерти кардинала в январе 2001 г. епископ Гузар был избран главой УГКЦ, в феврале назначен кардиналом, а в марте того же года введен в состав членов Конгрегации Восточных Церквей и Папского Совета по содействию христианскому единству.