В Москве побывал архиепископ Берлинский Марк (Арндт) и ряд других архиереев Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Они встречались с Патриархом Алексием (Ридигером) и молились в храмах, принадлежащих Московской Патриархии (МП). Позже ожидается визит первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы) в Москву, восстановление евхаристического общения и слияние двух церковных структур...
Когда-то РПЦЗ была истинной Церковью, она справедливо упрекала детище Сталина - Московскую Патриархию в сотрудничестве с большевиками, хуле на новых мучеников, участии в экуменическом движении и т.д.
Сегодня Зарубежная Церковь пала! История некогда великой Церкви завершилась. Это падение нравственное и организационное, поэтому грустно вдвойне.
Впрочем, всего этого следовало ожидать. Падение началось в 1985 году, когда отошедшего ко Господу Предстоятеля РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского) сменил митрополит Виталий (Устинов).
Вспомним историю: в 1921 году Собор РПЦЗ во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) обратился к Генуэзской конференции с весьма важным письмом, чрезвычайно точно определяющим суть позиции РПЦЗ. "Народы Европы, народы мира, - говорилось в письме, - пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев... помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие! Дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевиков - этот культ убийства, грабежа и богохульства из России и всего мира".
Можно себе представить, как на это реагировали на Лубянке. Агенты большевистской Москвы стремились проникнуть во все поры Зарубежной Церкви, чтобы "нейтрализовать, обезвредить" эту "антисоветскую организацию".
После Второй мировой войны большевики одержали две существенные победы. Во-первых, были уничтожены приходы Зарубежной Церкви в Китае. Во-вторых, израильское правительство в 1948 году отблагодарило Сталина за помощь в признании своего независимого государства и передало МП (а реально СССР) все имущество Зарубежной Церкви на территории Израиля. У РПЦЗ осталось только то, что находилось на землях Трансиордании. Понятно, что методы большевиков и их приспешников были обычными: использовались клевета, интриги и подкупы.
До середины 1980-х годов Зарубежная Церковь держалась только на силе духа подлинных архиереев и священников. Среди них я отметил бы архимандрита Антония (Граббе), возглавлявшего миссию РПЦЗ на Святой земле и его отца - протопресвитера, а впоследствии епископа Григория (Граббе), бывшего управделами Зарубежной Церкви в течение 55 лет. Так, например, в 1972 г. именно архимандрит Антоний омрачил пропагандистский эффект "паломнической" поездки советского Патриарха Пимена (Извекова) в Израиль.
В 1985 году главой РПЦЗ был избран митрополит Виталий (Устинов) - человек небольшого ума и великой гордыни. Агенты Лубянки получили больше влияния и начали свое черное дело по развалу РПЦЗ. Тогда же незаконно с точки зрения канонов по сфабрикованному делу был отправлен за штат архимандрит Антоний. Без объяснения причин был освобожден от своей должности и епископ Григорий (Граббе).
С этого момента в РПЦЗ стали нарушаться каноны. Некоторые архиереи принялись налаживать контакты с МП, вступили в общение с экуменической Сербской Церковью. Иерархи РПЦЗ, в частности архиепископ Берлинский Марк (Арндт) и архиепископ Канский Варнава (Прокофьев), нарочно мутили воду и создали такие условия, что в начале 1990-х годов вынудили многих (и меня в том числе) уйти из РПЦЗ. Сторонникам нового курса было понятно, что чем меньше в РПЦЗ останется идейных клириков, тем легче будет соединиться с МП.
У РПЦЗ всегда были два "конька" - антикоммунизм и абсолютная верность канонам православия, то есть неприятие экуменизма и модернизма. К сожалению, антикоммунизм оказался более понятен для большинства прихожан Зарубежной Церкви. И сегодня, когда коммунизм пал, они настроены весьма благодушно. Почему бы не радоваться, когда видишь по телевизору Патриарха, возрождающиеся монастыри, архиерейские целования с президентом? Такие же благодушные эмигранты когда-то воодушевились тем, что Сталин стал благоволить к МП, некоторые из этих наивных людей даже приехали на родину и... попали в ГУЛАГ. Так и сейчас многие искренние "зарубежники" не представляют себе того, что стоит за нынешним благолепием Патриархии.
Иерархия РПЦ и госчиновники сегодня стали деловыми партнерами. Епископы повязаны с чиновниками разных уровней, а государство их "крышует". Священники и монахи разъезжают на "Мерседесах". Они тратят деньги на возведение помпезных храмов (таких, как храм Христа Спасителя), а в больницах табунами ходят крысы и нет лекарств. Разве с этими людьми можно объединяться? К сожалению, из-за границы этого не видно.
Зачем Путин ездил в Нью-Йорк и встречался с Лавром? Для того, чтобы иметь еще одну карманную Церковь с миллионной русской паствой во всех странах мира. Эти люди, как сейчас принято говорить, - ресурс. Это часть мировой политики России. Кроме того, у Зарубежной Церкви колоссальное имущество. В обозримом будущем Москва поставит там своих епископов, и достоянием эмигрантов станут управлять чиновники из России. Будут ли это люди церковные или светские - уже не важно.
Бывший глава Зарубежной Церкви Митрополит Виталий (Устинов), хоть и был недалек умом, но на объединение с МП не пошел бы никогда. А нынешний первоиерарх митрополит Лавр пойдет на что угодно. Это вообще поразительный архиерей - он всегда молчит. Он не сказал ни одного слова, даже когда его избрали главой Зарубежной Церкви. Этот беспрецедентный случай должен войти в учебники по церковной истории. Не исключаю, что он агент Москвы, как и добрая половина архиереев и священников РПЦЗ.
В 1994 г., за год до смерти епископ Григорий (Граббе) написал письмо митрополиту Виталию (Устинову), где предсказал, что нарушение канонов и отступление от твердой позиции приведет к падению РПЦЗ. В этом письме есть такая фраза: "Я был свидетелем и участником славного периода жизни Зарубежной Церкви, а теперь с болью сердца смотрю на то, что считаю бесславным ее концом".
И вот мы дожили до бесславного конца - РПЦЗ пала. Теперь в арсенале у администрации президента РФ - уже две карманные Церкви.
Из досье "НГР":
Протоиерей Михаил Викторович Ардов родился в 1937 году в Москве. В 1960-м окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором. В 1980 году рукоположен в сан священника в Ярославской епархии Московского Патриархата, впоследствии служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую Православную Церковь Заграницей, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой митрополитом Валентином (Русанцовым). В настоящее время является клириком Российской Православной Автономной Церкви (административно независимой от РПЦЗ с 1995 г.), настоятелем храма во имя Царя Мученика Николая II и всех Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище в Москве.