В последние дни интерес СМИ к православно-католическим отношениям вспыхнул с новой силой. Поводом стала встреча в Ватикане президента России Владимира Путина с Папой Римским Иоанном Павлом II. Не меньший ажиотаж журналистов вызвало заявление председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, сделанное им 12 ноября на пресс-конференции в Нью-Йорке.
И в том, и в другом случае СМИ поспешили сообщить чуть ли не об историческом прорыве в сложных отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Хочется надеяться, что это вызвано не стремлением журналистов к надуманной сенсации, а искренним желанием улучшения отношений между двумя Церквами.
В одном из интервью накануне поездки в Италию Владимир Путин заявил, что для полноценного визита Иоанна Павла II в Россию требуется согласие Русской Православной Церкви (РПЦ). В свою очередь, митрополит Кирилл выразил в Нью-Йорке принципиальную готовность Московского Патриархата к диалогу о проведении встречи глав двух Церквей. Но для этого необходимо предварительное устранение главных препятствий, стоящих на пути. Речь прежде всего идет о католическом прозелитизме и проблемах, связанных с униатством. И не более того. СМИ не заметили, что и глава российского государства, и председатель ОВЦС еще раз подтвердили свои прежние позиции по данному вопросу.
Как бы то ни было, поводов для радости пока мало. Если вспомнить события последних двух лет, то уместнее было бы говорить не о стабилизации отношений между Московским Патриархатом и Святым Престолом, а о непрерывном их ухудшении. Обратимся к фактам. Визит Папы на Украину в 2001 году состоялся вопреки позиции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата - крупнейшей конфессии в этой стране. Учреждение в 2002 году в России четырех католических епархий, объединенных в "митрополию", с РПЦ согласовано не было. В том же году католики "упорядочили" свои структуры и на Украине, причем именно на традиционно православных территориях - юге и востоке республики. В мае нынешнего года учреждены две новые католические епархии в Казахстане, опять же без каких-либо консультаций с РПЦ.
Все эти "упорядочения структур", проводившиеся Ватиканом с явным пренебрежением к мнению "Церкви-сестры", свидетельствовали о подлинном характере деятельности католиков на постсоветском пространстве, а именно миссионерском. Поскольку католическая миссия осуществляется за счет традиционно православного населения бывших советских республик, мы называем эту политику католическим прозелитизмом.
К сожалению, не видно положительных изменений и в вопросе об украинском униатcтве. Храмы, отобранные у православных греко-католиками, возвращены не были. Украинские униаты предпочитают общаться с раскольниками, включая самозванного патриарха Филарета (Денисенко), и выдают это за процесс примирения с православными. Хорошо известно о стремлении главы Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) кардинала Любомира Гузара переехать из Львова в Киев и получить от Папы титул Патриарха. А 28 июля нынешнего года Иоанн Павел II объявил о создании Одесско-Крымского экзархата УГКЦ. Все это происходит с явного попущения Ватикана.
С необходимостью улучшения отношений согласны и в Риме, и в Москве. Однако для того чтобы они улучшились, требуются практические действия. И первые шаги должен совершить Ватикан. РПЦ готова приветствовать любую инициативу, способную не на словах, а на деле разрешить существующие проблемы, растопить лед недоверия, привести наши Церкви к отношениям конструктивного, взаимоуважительного диалога.