За последние десять лет представители кряшенского движения направили множество официальных писем местным, республиканским и федеральным властям. Большая часть этих обращений оказалась в архиве из-за недостатка внимания к кряшенскому вопросу и "надуманности проблемы".
Недавно Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен, куда входят республиканские центры кряшен Татарстана, Башкортостана и Удмуртии, обратился к президенту России Владимиру Путину и Патриарху Алексию II. Мы очень благодарны Его Святейшеству, который перед самой переписью населения направил президенту Татарстана обращение в защиту кряшен.
Незадолго до переписи населения межрегиональная конференция кряшен России одобрила Декларацию об этническом самоопределении, принятую кряшенами Татарстана в октябре 2001 года. Несмотря на принятие этого официального документа, перепись кряшенского населения в Татарстане прошла с грубыми нарушениями. Нас против воли записывали татарами, в лучшем случае "крещеными". Обращения в органы власти и правоохранительные органы ничего не дали.
В марте этого года республиканская конференция кряшен Татарстана на повестку дня поставила вопрос "О Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Татарстан". Резолюцию конференции с указанием примеров массовой фальсификации переписных листов и с просьбой рассмотреть вопрос о проведении повторной переписи среди кряшенского населения разослали в соответствующие федеральные инстанции и министерства.
Однако, несмотря на наши протесты, Госкомстат РФ под давлением властей Татарстана сменил свою прежнюю позицию и собирается включить кряшен в состав татар как субэтноконфессиональную общность.
Временное затишье вокруг "кряшенской проблемы", которое наступило после переписи населения, вовсе не означает, что наши вопросы решены. Ни один из семнадцати пунктов протокола, составленного в апреле 2001 года после встречи активистов кряшенского движения с президентом Шаймиевым, властями фактически не выполнен.
Еще в 1992 году на съезде народов Татарстана кряшены выдвинули программу из следующих основных пунктов: учредить в системе Академии наук Татарстана отдел кряшеноведения; возвратить кряшенам здание их педагогического техникума; воссоздать кряшенские средства массовой информации; возродить национальный творческий коллектив (театр) кряшен. Ведь в 1920-е годы, когда кряшены были признаны особой этнической группой, все это у них было.
Какие же из пунктов программы были выполнены?
В Институте истории, языка и литературы имени Галимжана Ибрагимова была создана группа по изучению истории, культуры, языковых особенностей кряшен. Однако в 1998 году институт разделился и группа распалась.
Здание кряшенского педтехникума, известной школы Василия Тимофеева, воспитанники которой в свое время составили ядро кряшенской интеллигенции, находится в Казани. Оно занесено в список памятников истории и архитектуры, охраняющихся государством, и значится в списке именно как "здание кряшенского педтехникума". Многократные просьбы передать кряшенам педтехникум под культурный центр остались без ответа.
После встречи президента республики с лидерами кряшенского движения было решено передать кряшенам здание бывшей церковно-приходской школы. Раньше оно относилось к церкви Тихвинской иконы Божьей Матери в Казани, где сейчас располагается кряшенский приход. Прошел год, администрация Казани этот вопрос не решила.
В 1993 году частными лицами была учреждена газета "Керэшен Сузе" ("Слово кряшен"). Первый редактор газеты, известный поэт и публицист Ананий Малов скончался спустя три года от инфаркта. Второй редактор газеты, автор этих строк, издавала газету дома, без какой-либо материальной базы и штатных сотрудников. Неоднократные обращения за помощью в государственные структуры не дали никаких результатов. Бывший министр по делам печати Ислам Ахметзянов однажды назвал "Слово кряшен" "восходящей звездой на небе татарской журналистики" и... отказал в финансовой поддержке.
На конференции Межрегионального союза объединений кряшен было принято письмо-обращение к властям с просьбой создать правительственную газету вместо предполагавшегося вкладыша в татарской газете. Кабинет министров ответил молчанием.
Неожиданно за неделю до переписи населения появилась красочная иллюстрированная газета "Туганайлар" ("Сородичи") с призывом к кряшенам записаться во время переписи татарами, не поддаваясь уговорам "лжелидеров кряшенского движения", которые "скоро потерпят банкротство". Учредителем и издателем газеты выступила администрация Набережных Челнов.
Есть в протоколе и пункт, касающийся кряшенского национального фольклорного ансамбля. Предполагалось, что в перспективе он должен стать государственным. Министерство культуры республики стало единственной структурой, которая работала с кряшенами: появились кряшенские фестивали, созданы новые фольклорные коллективы, некоторые из них получили статус народных. Однако профессионального ансамбля кряшен до сих пор нет.
Мне много раз задавали вопрос, обращались ли мы в международные правозащитные организации. Нет, не обращались. Мы все еще надеемся на понимание и решение нашей проблемы у себя на Родине. Ведь кряшенам и дальше жить в многонациональной семье народов Татарстана и России. Только как? Не имея статуса народности, люди с ярко выраженным этническим самосознанием и культурными особенностями утрачивают право на историческое развитие.