- Рафаиль Сибгатович, вы постоянно критикуете кряшен за их стремление обособиться в отдельный этнос. Почему?
- Позвольте заметить, что я критикую не кряшен, а действия определенных политических кругов, которые устраивают подобного рода акции. Не буду уточнять, кто именно их устраивает, скажу лишь, что определяющую роль в этом процессе играют внешние для Татарстана силы.
Поэтому, как политический советник президента республики я ставлю перед собой вопрос: что стоит за этими письмами? Ответ прост - политика, а не реальные проблемы. Налицо искусственная и безосновательная политизация кряшенского вопроса на федеральном уровне. А это уже прямой путь к боснийскому варианту развития событий. Вот против этого-то я и выступаю.
- И все же каждый вправе самостоятельно определяться со своей национальной принадлежностью. В ходе прошлогодней переписи каких только народностей не нашли у нас в стране, вплоть до эльфов и хоббитов.
- Политика властей Республики Татарстан в отношении кряшен опирается на Конституцию РФ. Это означает, что право каждого человека - считать себя представителем любой национальности, пусть даже несуществующей. Отнять это право у него никто не может. И если житель Татарстана записал себя во время переписи кряшеном или булгаром - ради Бога. Это его проблемы, у нас нет никаких возражений. Но как ученый-этнолог, я знаю, что любой этнос строится на двух критериях: на языке и культуре. Конфессиональный фактор не является фактором этнообразующим.
Никакой разницы между татарами и кряшенами в языке и культуре нет, следовательно, это один этнос. Кряшены говорят на чистейшем татарском языке. Поэтому меня удивляют ученые из московского Института этнологии и антропологии РАН и представители Московской Патриархии, которые говорят об особой кряшенской культуре и кряшенском языке. Где они нашли эту разницу?
- Как кряшенская проблема воспринимается в татарском обществе?
- Стремление кряшен отделиться от татар не представляет собой какого-то массового движения. Другое дело, что на федеральном уровне это подается как явление общероссийского масштаба. На деле тех, кто пишет письма Владимиру Путину и Алексию II, не более 10-15 человек. В целом в Татарстане кряшены эту инициативу не поддерживают. Многие из них занимают видные места в обществе, дискриминации по продвижению кряшен на разные должности нет. Есть среди них знаменитые артисты, врачи.
Что касается религиозных взаимоотношений, я бы назвал Татарстан моделью толерантного взаимопонимания между религиями. В последнем письме кряшен к Патриарху утверждается, что их заставляют переходить в ислам. Я о таких случаях не слышал, пресса тоже ничего не писала. Каких-то антикряшенских партий или организаций не существует. Хотя, конечно, я могу предположить, что в любом обществе всегда могут найтись один-два сумасшедших, оскорбляющих религиозные чувства кряшен, но нельзя же выводить бытовые инциденты на уровень общефедеральной политики, на уровень Патриарха. Это просто несерьезно.
В республике достаточно как православных церквей, так и мечетей. Кряшены находятся не в лучшем и не в худшем положении, чем остальные православные. Мы проводили специальное исследование, и оказалось, что в местах проживания кряшен православных церквей столько же, сколько и в других местах. Поэтому не очень понятно, чего им не хватает. Если им нужны именно кряшенские церкви, где служат по-татарски, то мы не против, пусть строят. Мы даже готовы были содействовать.
- Каким образом?
- Минтимер Шаймиев регулярно встречается со всеми этническими, а также религиозными и общественными организациями. Встречался он и с кряшенами, которые излагали ему все свои требования. Обычно они сводились к каким-то конкретным вопросам, например, в школе течет крыша либо в такой-то деревне нет церкви. И хотя вопрос о строительстве церкви или ремонте крыши - это не вопрос, который должен решать президент, мы все же решили помочь.
Мы написали письмо Патриарху с просьбой прислать нам недорогой типовой проект церкви. Почему так много мечетей в Татарстане? Потому что их строительство обходится дешево. Для мечети нужно только простое здание с минаретом и ковром. К сожалению, у РПЦ, видимо, есть установка строить только дорогие храмы, иначе они будут похожи на протестантские церкви. Впрочем, это мое предположение. Ответа из Патриархии мы так и не получили.
- Запрос о типовом проекте церквей исходил из аппарата президента Татарстана?
- Да. Если подходить строго, то у нас государство отделено от Церкви и строить храмы - дело не государственное. Но если с подобными просьбами к нам обращаются люди, мы, понимая важность проблемы, стараемся как-то им помогать. Ну а поскольку Московская Патриархия никак не отреагировала, то, я думаю, тут дело не в храмах, а в чем-то другом.