Протоиерей Всеволод Чаплин, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата
В последнее время случаев привлечения священнослужителей к предвыборной агитации стало гораздо меньше. Я бы не сказал, что нынешний политический сезон отличается в этом отношении в худшую сторону. Раньше участие священнослужителей в предвыборных акциях, нарушающее постановления церковных Соборов, было довольно распространено, особенно в начале 90-х годов. Однако сейчас мне не известно ни одного случая участия священнослужителей в предвыборной кампании той или иной политической партии. Более того, политические деятели в последнее время стали с большим вниманием прислушиваться к голосу Церкви, которая уже не раз заявляла о том, что не может оказывать поддержки никакой политической организации, стремящейся к участию в выборах. Решениями Архиерейских Соборов участие священнослужителей в предвыборной агитации однозначно запрещено. Светское законодательство также запрещает участие религиозных организаций в предвыборной борьбе.
Вообще само по себе присутствие в политических дебатах ссылок на христианские нравственные ценности вполне закономерно. Дай бог, чтобы подобная апелляция была искренней и чтобы народ ее услышал. Но, разумеется, совершенно некорректно использовать в политической борьбе религиозную символику и священнослужителей. Тем более, если это делается фальшиво. Эту фальшь верующий народ всегда почувствует. Но, если верующие люди, являющиеся политиками, действительно будут пытаться реализовать в своей деятельности христианские нравственные ценности, то это может положительно повлиять на наше общество. Такая приверженность христианским нравственным ценностям не имеет ничего общего с размахиванием крестами и хоругвями на митингах, с попытками втянуть Церковь в политическую борьбу.
Равиль Гайнутдин, Совет муфтиев России
Мне неизвестны случаи предвыборной агитации со стороны муфтиев. По нашим правилам никто из них не имеет права баллотироваться на выборах или вести предвыборную агитацию в качестве духовного лица. Если кто-либо из имамов или муфтиев хочет выдвинуть свою кандидатуру на выборах, то ему придется снять с себя сан. Если же он хочет возглавлять общественное движение, то участвовать в его работе он может только в неслужебное время. Совет муфтиев России будет пресекать любые попытки мусульманского духовенства участвовать в политической агитации вплоть до отстранения от службы на период предвыборной кампании.
Вообще религиозный фактор играет весомую роль во время предвыборной борьбы. Верующие-мусульмане доверяют своим духовным наставникам и обращаются к ним за советом, кого поддержать на выборах. Слово имама и муфтия имеет здесь очень большое значение.
Берл Лазар, Федерация еврейских общин России (ФЕОР)
Использовать иудаизм в качестве предвыборного фактора бесполезно. В первую очередь потому, что еврейская община России крайне отрицательно относится к использованию религии в предвыборной кампании. На наш взгляд, религия отделена от политики. Религиозный деятель должен не заниматься политикой, а нести добро в сердца людей. Мы не можем поддерживать какого-то одного политика, выступающего от имени религии, поскольку в разных партиях есть люди, поддерживающие верующих. Если же кто-то выступит с заявлением о том, что мы обещали ему поддержку, то мы четко скажем, что мы не делали этого и эти высказывания - ложь. Единственное, о чем мы постоянно говорим, - человек обязательно должен голосовать, поскольку таким образом он обеспечивает свое будущее. А голосовать он должен за ту партию, которая, по его мнению, будет делать добро ему и его близким. Наши же главные пожелания как избирателей - чтобы в России было спокойно, чтобы улучшилась жизнь населения.
В принципе использование религиозного фактора весьма эффективно. Ведь политика - грязное дело. Когда же люди видят, что тот или иной религиозный деятель агитирует за определенную партию, они считают, что эта партия бескорыстна и чиста. Хотя главное все же - сам человек. Он может быть верующим, но при этом плохим депутатом или, наоборот, - неверующим, но очень деловым.
Санжай-лама, Буддийская традиционная Сангха России
Случаев предвыборной агитации среди буддийского духовенства я не знаю. Конечно, представителей нашей религии приглашают в качестве почетных гостей на разные партийные политические мероприятия. Но все-таки о прямой агитации со стороны буддийского духовенства я пока не слышал. Если такие случаи появятся, Буддийская традиционная Сангха будет реагировать на них в зависимости от конкретной ситуации. Вообще буддизм не слишком активно используется политиками. Возможно, в силу того, что среди традиционных российских религий буддизм - самая малочисленная.
Игорь Бунин, Центр политических технологий
Хотелось бы напомнить, что у нас запрещены религиозные партии. По этой причине, например, Исламской партии, чтобы пройти регистрацию, пришлось переименоваться в Партию справедливости и развития. Подобный запрет имеет смысл, поскольку в России плохо отлажен межрелигиозный диалог. Такое ощущение, что и сами религиозные организации с 1993 года не стремятся к политической деятельности. Как правило, религиозные деятели поддерживают властные структуры. Власть, в свою очередь, также стремится поддерживать тесные контакты с религиозными деятелями. И здесь сказывается не только идеологическая традиция, но и материальная зависимость, поскольку государство выделяет религиозным организациям деньги, скажем, на реставрацию храмов. То есть складываются своеобразные симбиотические отношения, в которых религия выступает в подчиненной роли.
Политические предпочтения самих верующих во многом зависят от степени их воцерковленности. Те, кто регулярно посещает богослужения, чаще всего голосуют за коммунистов. Верующие, менее интегрированные в церковную жизнь, как правило, настроены более демократично. Для них свобода и независимость - достаточно значимые ценности.
В принципе почти каждый политик включает в свою предвыборную кампанию элемент религиозности: фотографируется с архиереями, старается показываться на церковных праздниках. Но все же это не решающий, а скорее дополнительный фактор.
Что касается нынешних политических партий, то большинство из них позиционирует себя в светском духе. Единственная партия, которая активно использует религиозный фактор, - это Народная партия. Таким образом она пытается отбить часть электората у коммунистов.
Сергей Марков, Институт политических исследований
Сам по себе религиозный фактор играет не очень большую роль, поскольку в современной России практически не существует межконфессиональной напряженности. Куда более важную роль играет морально-нравственный авторитет Церкви. В условиях постсоветского нравственного распада Церковь является единственным общественным институтом, который может выступать в качестве морально легитимной структуры. Большинство населения полагает, что служители Церкви априорно являются носителями нравственных ценностей. Соответственно заметно повышается легитимность тех кандидатов, которые получили одобрение со стороны Церкви. Поэтому даже не столь существенно, к какому именно вероисповеданию относит себя политик, важно, что он получил одобрение со стороны той или иной религиозной организации.
В то же время избиратели не любят крайностей. Они, конечно же, не хотят, чтобы в парламенте сидели священники. Так что, если политик очень тесно связан с какими-либо религиозными кругами, а тем более втянут в религиозную борьбу, избиратели вряд ли станут за него голосовать. Таким образом, идеалом является рациональный политик, который дружит с церковными иерархами, получая от них одобрение своей деятельности.
Андрей Рябов, Московский центр Карнеги
Политическая агитация со стороны священнослужителей - это совершенно незаконное явление, которое может быть легко пресечено. Не думаю, что оно получит широкое распространение. Оппоненты всегда могут подать в суд, и их иски, несомненно, будут удовлетворяться. Более эффективными могут быть акции, которые только косвенно можно считать политической агитацией: например, участие в различных шумных массовых мероприятиях, которые проходят под эгидой той или иной партии. Доказать, что это предвыборная агитация, будет уже гораздо сложнее.
Религиозный фактор всегда присутствует в предвыборных кампаниях, но он не позволяет серьезно расширить электорат тем партиям, которые его эксплуатируют. Думаю, что то же самое будет и в ходе нынешней предвыборной кампании.
Дмитрий Фурман, Институт Европы Российской академии наук
Конечно, определенную роль религиозный фактор в предвыборной кампании может сыграть, но, по-моему, самую минимальную. Прямая агитация со стороны священнослужителей вряд ли возможна. Сомнительно, чтобы Церковь стала ее поощрять, по крайней мере в плане выборов в Думу. Но не исключено, что нечто подобное прозвучит с ее стороны перед президентскими выборами. Впрочем, даже если бы Церковь и вела агитацию, это вряд ли сыграло бы какую-то серьезную роль. Ведь в нашей стране с периодичностью раз в месяц посещает храм не более 7% населения.
Кроме того, серьезное влияние религиозных лидеров на предвыборные симпатии рядовых верующих возможно только в том случае, если сами лидеры имеют четкую политическую позицию. Между тем Церковь не симпатизирует ни левым, ни правым, у нее нет собственной политической программы. Уже поэтому ее политическое влияние заметно ограничено.