- Господин Райзер, недавно вы заявили о том, что ВСЦ проводит переговоры с различными политическими и финансовыми организациями. Чем вызвано такое повышенное внимание к политической и экономической сферам жизни общества?
- Дело в том, что Церкви играют важную роль в политической и общественной жизни своих стран. Поэтому ВСЦ помогает отдельным Церквам выработать модель поведения в обществе. В наши дни ни одно общество не живет изолированно. Любое политическое или социальное событие имеет интернациональный характер. Поэтому различным Церквам сейчас необходимо высказывать консолидированную позицию по различным событиям международной жизни. Например, во время войны в Ираке ВСЦ сделал заявления, в которых выражена негативная реакция различных Церквей на действия американо-британской коалиции.
- В чем состоит цель переговоров с международными финансовыми организациями, которые сейчас активно проводит ВСЦ?
- ВСЦ, принимая во внимание нравственную традицию христианства, не может не быть борцом за социальную справедливость. Церкви - члены Совета видят свою цель в том, чтобы финансовые институты служили обществу, а не наоборот. Сейчас в экономической сфере преобладают интересы крупных финансовых структур. ВСЦ в своей деятельности стремится отстаивать интересы всех слоев общества. Таким образом, целью наших контактов с международными финансовыми организациями является критическое выяснение тех принципов, на которых построена деятельность этих организаций.
В состав делегации ВСЦ, которая проводит переговоры с международными финансовыми структурами, входят представители Церквей из тех стран, где наиболее ощутимы негативные последствия деятельности этих организаций. Мы хотим встать на защиту тех, кто не имеет никакой возможности повлиять на процесс принятия решений в экономической сфере жизни общества.
- В 2001 году в своих заявлениях по поводу конфликта на Ближнем Востоке Всемирный Совет Церквей занял довольно жесткую антиизраильскую позицию. Какой точки зрения придерживается ВСЦ в этом вопросе сейчас?
- Всемирный Совет Церквей пытался защитить те принципы международного права, которые выражены в резолюциях Совета Безопасности ООН. Согласно этим принципам, присутствие Израиля на палестинских территориях является оккупацией. Всемирный Совет Церквей всегда выступал за равные права для Израиля и Палестинской автономии для того, чтобы построить прочные и стабильные границы и обеспечить безопасность всех территорий в регионе. ВСЦ не поддерживает ту или иную сторону, его цель - найти возможный выход из ближневосточного конфликта.
- Насколько эффективны, на ваш взгляд, попытки мирного разрешения различных международных конфликтов со стороны религиозных организаций?
- Политическая эффективность в данном случае не является верным критерием. Мне кажется, что задача ВСЦ и других экуменических организаций состоит в том, чтобы призывать к миру, а не находить какие-то молниеносные политические решения, способные разрядить обстановку. Кроме того, политическая эффективность иногда становится очевидной лишь спустя долгое время. Но бывают исключения: усилия ВСЦ по разрешению конфликта в Судане увенчались успехом уже спустя несколько недель. Другой пример - это Македония. Вмешательство ВСЦ позволило заморозить конфликт в этой стране, не дать ему перерасти в гражданскую войну.
- Ватикан недавно выразил готовность стать одним из международных посредников в разрешении ближневосточного кризиса. Не планирует ли ВСЦ выступить с подобной инициативой?
- Дело в том, что ВСЦ имеет принципиально иной статус, нежели Ватикан. Последний является международно признанным государством, он имеет свои дипломатические представительства в разных странах, в том числе в Израиле. Таким образом, Ватикан имеет возможность непосредственно по своим дипломатическим каналам оказывать политическое влияние на участников палестино-израильского конфликта. ВСЦ не имеет такого статуса, поэтому его возможности весьма ограниченны. Роль ВСЦ в разрешении подобных конфликтов зависит прежде всего от самих Церквей - членов Совета, которые представлены в этом регионе.
ВСЦ приложил большие усилия для того, чтобы объединить Церкви Ближневосточного региона в деле мирного разрешения палестино-израильского конфликта. Продуктивность этих усилий во многом зависит от того, готовы ли сами участники конфликта признать эти Церкви в качестве посредников. К сожалению, в данном случае мы этого не наблюдаем. Ни палестинцы, ни израильтяне не обращались к нам с просьбой о посредничестве.
- Как вы считаете, роль религиозных организаций в решении различных международных проблем в последнее время возрастает или же, наоборот, уменьшается?
- Должен сказать, что эта роль невероятно возрастает. За последние десять лет, которые я провел на посту генерального секретаря ВСЦ, решение политических вопросов составляло главную повестку дня. Мы постоянно получаем просьбы о политическом посредничестве в разрешении различных локальных конфликтов.