На минувшей неделе Москву посетил Генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) лютеранский пастор Конрад Райзер. Он прибыл в Россию, чтобы провести консультации с представителями Московского Патриархата о дальнейшем участии Русской Православной Церкви (РПЦ) в деятельности Совета. 8 июля, накануне своего отъезда из Москвы в Женеву, где находится штаб-квартира ВСЦ, Конрад Райзер принял участие в круглом столе. Это мероприятие было организовано Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Темой круглого стола стало обсуждение нынешнего состояния международного экуменического движения, проблема богословского диалога между православными и инославными Церквами - членами ВСЦ, социально-политическая направленность деятельности ВСЦ и влияние Совета на международную политику.
Интересно отметить состав участников этой дискуссии. Кроме духовенства РПЦ и многочисленных сотрудников внешнеполитического ведомства Московского Патриархата, здесь были и участники достаточно маргинального общественного движения - Союза православных граждан в лице его председателя Валентина Лебедева и пресс-секретаря Кирилла Фролова. В числе либерально настроенных православных на этой дискуссии были священник Георгий Чистяков, ректор Общедоступного православного университета им. Александра Меня, и Андрей Бодров, ректор Библейско-богословского института святого апостола Андрея. Со стороны инославных в круглом столе участвовали только лютеране, в частности из Церкви Ингрии (хотя является ли эта Церковь членом ВСЦ, осталось неясным). Антикультистов представлял известный в России сектовед Александр Дворкин. Пресса же была представлена только тремя изданиями: "Церковным вестником", интернет-изданием "Религия и СМИ" и "НГР". Руководил работой круглого стола протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Уже сам состав участников должен был продемонстрировать генсеку ВСЦ самый широкий спектр взглядов и точек зрения на экуменизм и деятельность Совета: от резко враждебного, считающего, что православным негоже общаться с еретиками, до либерального, открытого к богословскому диалогу и совместной социальной деятельности перед лицом наступающего секуляризма (обмирщения) и глобализации.
Тем не менее сложилось такое общее впечатление, что, несмотря на то что РПЦ уже более 30 лет состоит в ВСЦ и в прошлом являлась активным деятелем экуменического международного движения, дальнейшее ее участие в этой организации, где превалируют протестанты, достаточно бессмысленно и противоречиво. Иногда казалось, что еще немного - и участники дискуссии решат, что РПЦ надо последовать примеру Грузинской и Болгарской Православных Церквей и выйти из этого "еретического" сообщества. Поскольку молиться вместе с инославными православные не могут, обсуждать богословские вопросы бесполезно, т.к. истинно только православное учение, а социально-политическая активность с православной точки зрения может даже идти во вред духовной жизни человека, так как не ведет ко спасению души... то одним словом - анафема! И дело с концом.
Тем не менее "анафема" почему-то не прозвучала, а так как дискуссия изрядно затянулась и все уже устали, ведущий круглого стола объявил его закрытым. Мероприятие завершилось, но ясности это не прибавило. Может быть, и правда ВСЦ со своим экуменизмом уже отслужил свой срок? Прошло то время, когда РПЦ отправляла на конференции и форумы этой международной организации своих посланцев и гордилась своим участием в решении самых замысловатых для рядового верующего вопросов: от апартеида в Южной Африке до мирного использования ядерной энергии. В то время представители РПЦ, занимавшиеся экуменической и миротворческой работой, были самыми востребованными и уважаемыми в Церкви людьми: их награждали церковными и светскими орденами, они беспрепятственно выезжали за рубеж, для них даже был установлен другой подоходный налог, меньший, чем для прочего духовенства.
Безусловно, все это было выгодно прежде всего для внешнеполитической деятельности советского государства, руководимой международным отделом ЦК КПСС, который и санкционировал вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей в 1961 году. Власти хорошо понимали, что представителям христианских Церквей СССР гораздо проще оказать влияние на религиозные и общественные круги Запада, чем штатным советским дипломатам. ВСЦ, объединивший Церкви и христианские конфессии более 100 стран мира, был влиятельной неправительственной организацией. Он формировал общественное мнение Запада по вопросам международной политики.
Однако не стоит думать, что это была игра в одни ворота. РПЦ и ее представители во Всемирном Совете Церквей прекрасно понимали, что их международная деятельность дает прекрасные возможности отстаивать интересы Церкви в СССР, где особенно в 60-е годы идеологическое давление коммунистического государства было чрезвычайно велико. По сути, тогда решалась судьба самой РПЦ и других религиозных организаций, стоявших перед лицом атеистического наступления. Представители РПЦ на зарубежных экуменических и миротворческих форумах были зримым свидетельством того, что религиозная жизнь в СССР продолжается даже в условиях тоталитарного государства. В свою очередь, принимая экуменические делегации в СССР, Московская Патриархия получила реальную возможность показать коммунистическим властям свою значимость на международной арене.
Благодаря этому факту иерархам и духовенству удавалось отстаивать интересы Церкви перед чиновниками, курировавшими религиозную жизнь на местах. То, что многие приходы, семинарии и монастыри были открыты для посещения иностранцами, дало возможность спасти их от закрытия. Так, например, в 60-е годы молодой архиепископ Таллинский Алексий (нынешний Патриарх) смог доказать партийным и государственным властям Эстонской ССР необходимость отказаться от планов по упразднению знаменитого Пюхтицкого православного женского монастыря, а митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) благодаря экуменическим контактам РПЦ спас Ленинградскую академию и семинарию. И примеров таких немало.
Здесь стоит отметить, что экуменизм РПЦ тех лет был, безусловно, сугубо официальным, он не затрагивал широких масс православных верующих. В него были вовлечены только представители церковного истеблишмента, поэтому прихожане храмов или насельники монастырей не очень хорошо понимали с духовной и богословской точек зрения необходимость такой деятельности, для них это было только церковной политикой.
При этом простые православные верующие, прихожане храмов, которые посещали экуменические делегации, двумя руками благословляли этих диковинных пасторов, молившихся вместе с ними, а порой и проповедовавших с амвона. Всегда в конце проповеди, переведенной довольно безыскусно на русский язык, звучало краткое, но мощное "Аминь" и "Спаси вас Господи!". И никогда никакой "анафемы". Своим простым бесхитростным умом и кротким сердцем прихожане понимали, что их гости - тоже верующие люди, христиане, о которых язык не поворачивается сказать что-либо худое. Уже в 80-е годы, когда известный баптистский проповедник Билли Грэм приехал в Москву и проповедовал в Елоховском кафедральном соборе, православных верующих собралось такое количество, что в храме было тесно, как на Пасху, при том, что проход был только по билетам. Так что экуменизм в свое время не просто сослужил неплохую службу Русской Церкви - он помог ей выжить!
Но нужен ли РПЦ Всемирный Совет Церквей и экуменизм сегодня? Что касается богословского диалога с протестантскими Церквами и возможности совершать с ними совместную молитву, то это решать самой Церкви и ее иерархам. Ясно одно: для того чтобы лучше узнать свою веру, необходимо быть в диалоге с представителями других христианских конфессий. Если идеи экуменизма, то есть сближения и единения христиан, найдут отклик среди простых верующих, то этому невозможно будет воспрепятствовать. Вероятно, тогда можно будет говорить и о полномасштабном участии РПЦ в экуменическом движении. А пока, по-видимому, стоит сосредоточиться на социально-политическом поприще в сотрудничестве с ВСЦ. Ведь и сегодня Совет остается единственной международной организацией, объединяющей 330 христианских Церквей и общин в более чем 100 странах мира, а это 400 миллионов христиан - протестантов и православных.
Голос Русской Церкви именно сейчас, когда она освободилась от опеки государства, должен быть адекватно представлен в международной организации, объединяющей христиан. Это даст РПЦ возможность отстаивать свои интересы, а также выступать по вопросам войны и мира и социальным проблемам современности. Только тогда РПЦ не потеряет тот опыт и потенциал международной деятельности, который у нее появился в минувшие годы. Они ознаменовались не только драматическими эпизодами, но и безусловными успехами церковной дипломатии. Хоронить Всемирный Совет Церквей во-первых, еще рано, а во-вторых, ошибочно!