Близится к завершению работа над проектом договора, устанавливающего Конституцию Европейского союза. Основная часть его статей уже утверждена Конвентом "Будущее Европы" - органом, ответственным за составление проекта. Ожидается, что вскоре будет утверждена и преамбула, составленная председателем Конвента Валери Жискар д"Эстеном. Принятие договора, который уже практически официально именуется Конституцией объединенной Европы, ожидается 20 июня на межправительственной конференции ЕС в Греции.
Европейские Церкви практически максимально добились того, чего могли добиться в принципе. Статья I-51 проекта Конституции, как и планировалось, оговаривает, что ЕС без предубеждения относится к статусу Церквей, религиозных объединений и общин в рамках национального законодательства. Это значит, что Евросоюз не будет навязывать странам - членам "единой модели" государственно-церковных отношений. Где-то сохранятся государственные или привилегированные Церкви, где-то, как во Франции, - система государственной поддержки секуляризма. Конвент отверг попытки включить в проект Конституции фразу об отделении Церкви от государства. Напротив, одобрено положение об установлении "открытого, транспарентного и регулярного диалога" Евросоюза с Церквами, религиозными, философскими и неконфессиональными организациями.
В преамбуле содержится ссылка на "культурное, религиозное и гуманистическое наследие Европы". Это, с точки зрения большинства христианских кругов, существенный прогресс по сравнению с текстом Хартии фундаментальных прав ЕС, где о религии вообще отказались говорить. Впрочем, более конкретная ссылка - на христианское наследие или христианские ценности - в проекте отсутствует. Нет и ссылки на Бога, внести которую многократно призывал Ватикан, а также многие политики из католических стран (православные и протестанты таких призывов обычно не делали).
Однако те представители христианских Церквей, которые напрямую участвовали в обсуждении проекта, высказали свое удовлетворение его работой в целом и особенно учетом пожеланий Церквей.
В то же время отказ упомянуть положительную роль христианства хотя бы в истории Европы говорит о некоторой идеологической предвзятости разработчиков проекта. Тем более что в преамбуле особо отмечены греческая и римская цивилизации, философские течения Просвещения, а также некий "духовный импульс, всегда присутствовавший в наследии Европы". Главным аргументом противников упоминания христианства является то, что на континенте живут последователи разных религий и мировоззрений. Однако непонятно, как должны чувствовать себя люди, для которых идеи Просвещения являются чуждыми или неприемлемыми наравне с утверждением о "центральной роли человеческой личности", которое также содержится в нынешнем проекте преамбулы.
Как бы там ни было, проект общеевропейской Конституции создает гораздо больше предпосылок для систематического диалога и сотрудничества Церквей и религиозных общин с государством и обществом, чем это делают Конституции России и других постсоветских стран. Даже с учетом того, что не все пожелания христиан выполнены Конвентом, а России до вступления в ЕС еще очень далеко, многие положения нового Основного закона объединенной Европы сыграют положительную роль в становлении модели церковно-государственных отношений в нашей стране.