- Александр Ильич, каковы задачи департамента Минюста по делам общественных и религиозных объединений, касающиеся религиозных объединений?
- Наш департамент - структурное подразделение Минюста России. Поэтому его задачи и функции определены положением о Минюсте РФ и законом о свободе совести. Они достаточно многогранны и в то же время конкретны. Во-первых, Минюст принимает решения о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, религиозных учреждений и организаций, образованных данными централизованными организациями, а также представительств иностранных религиозных организаций. Соответствующие документы мы направляем в Министерство по налогам и сборам для внесения этих организаций в Единый государственный реестр юридических лиц.
Во-вторых, министерство контролирует соблюдение религиозными организациями их собственных уставов. В случае осуществления религиозной организацией экстремистской деятельности мы можем вынести ей письменное предупреждение или обратиться с заявлением в суд о ее ликвидации.
И наконец, наши специалисты участвуют в разработке и совершенствовании законодательства о религиозных объединениях, проводят экспертизу законопроектов и нормативных правовых актов субъектов РФ.
- Какими критериями руководствуется департамент при принятии решений об отказе или удовлетворении заявления религиозной организации о регистрации?
- Только Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", в частности статьей 12. Например, орган юстиции может отказать в государственной регистрации, если цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и действующему законодательству; создаваемая организация не признана религиозной; устав организации и другие необходимые документы не соответствуют требованиям законодательства и представленные или содержащиеся в них сведения недостоверны; в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с аналогичным наименованием и т.д.
- Не могли бы вы рассказать о каких-то конкретных случаях отказа в регистрации?
- Недавно это произошло с духовным образовательным заведением "Российский исламский университет", учрежденным Центральным духовным управлением мусульман России. Представленный ими устав не соответствовал требованиям закона для данного вида религиозных организаций. Учредители внесли соответствующие изменения и представили документы для повторной регистрации.
Еще пример. Не прошла регистрацию так называемая Древнерусская инглиистическая церковь, поскольку она пропагандирует расизм, а ее атрибутика и символика сходна с нацистской. Учредители церкви не согласились с решением Минюста и обжаловали его в суде, который подтвердил обоснованность вынесенного решения об отказе в регистрации.
- По нынешнему законодательству религиозная община имеет право оставаться незарегистрированной. Как Минюст контролирует такие группы?
- Действительно, сейчас регистрация религиозных объединений необязательна, и они вправе осуществлять свою деятельность без регистрации, за исключением тех действий, для которых требуются права юридического лица.
Например, в России зарегистрированы 3445 мусульманских организаций, но, по оценке экспертов, число действующих общин и мечетей около 7000. Подобная же ситуация сложилась у протестантов и в некоторых других конфессиях. Я не вижу здесь особой проблемы. Регистрация в качестве юридического лица кроме прав налагает на религиозную организацию и определенные обязанности. Поэтому, если удобнее действовать без нее, то ради Бога, тем более что закон это позволяет.
Что касается тотального контроля за деятельностью религиозных объединений, то государственные органы, и в частности Министерство юстиции, не ставят перед собой такую задачу. Однако если незарегистрированная организация проявит себя каким-то негативным образом, то она не сможет уйти от ответственности, вплоть до ликвидации и запрета ее деятельности. Этот механизм конкретно прописан в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности". В частности, в феврале 2003 года решением Верховного суда РФ за подобную деятельность на территории Российской Федерации запрещена деятельность 15 мусульманских организаций, из которых только одна была официально зарегистрирована в Минюсте России.
- Как сегодня осушествляется координация действий государственной власти в области отношений с религиозными организациями?
- С тех пор как в августе 1990 года был ликвидирован Совет по делам религий при СМ РСФСР, в России нет специализированного федерального органа по делам религий. Вопросами деятельности религиозных объединений занимаются самые разные федеральные органы государственной власти. В ряде министерств и ведомств, в частности в МИД России, Минкультуры, Минобороны, есть структурные подразделения, решающие соответствующие задачи.
Кроме того, образована Комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. В нее входят представители государственной власти. Ее основная задача - рассмотрение наиболее острых вопросов в области взаимоотношений государства и религиозных объединений и подготовка соответствующих предложений для правительства.
Определенные задачи решает также Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Совет, являющийся консультативным органом при президенте, состоит преимущественно из руководителей и представителей наиболее массовых религиозных объединений России. Он рассматривает вопросы в области взаимоотношений государства и религиозных объединений и готовит соответствующие предложения для президента.
- Нужен ли, на ваш взгляд, единый государственный орган по делам религий и будет ли он создан?
- Религиозным организации сегодня приходится вступать в правовые отношения с разными органами и учреждениями государственной власти и местного самоуправления, предпринимательскими структурами, общественными организациями, частными лицами. Естественно, свести весь спектр этих отношений в рамки какого-то одного специализированного государственного органа наподобие прежнего Совета по делам религий невозможно. Поэтому необходим отлаженный механизм взаимодействия государственных и религиозных структур. В ряде регионов страны уже эффективно функционируют государственные органы по этим вопросам. Правда, называются они все по-разному. На мой взгляд, автоматически переносить региональный опыт на федеральный уровень все-таки не следует. Его следует внимательно проанализировать и лишь затем принимать конкретные решения в столь деликатной сфере. Правовых препятствий для создания такого органа нет. Однако на федеральном уровне этот вопрос, насколько мне известно, в настоящее время в практическом плане пока что не прорабатывается. Одно могу сказать точно - решение о создании федеральных министерств и ведомств принимается главой государства. Поэтому решение - за президентом.
- И все же, если ведомство по делам религий будет создано, кто может его возглавить?
- Не будем делить шкуру неубитого медведя. Уверен, что это должен быть толерантный, профессионально подготовленный специалист, пользующийся авторитетом в государственных и религиозных кругах и не имеющий при этом односторонних конфессиональных пристрастий.