Совсем не обязательно любить свой народ в ущерб другому. Национальный вопрос, столь острый для молодой российской демократии, можно решить безболезненно просто, если исповедовать незатейливое правило: дай другому то, что желаешь себе. Поэтому я с удивлением прочла в "НГ" интервью "Нашу землю мы ни с кем делить не должны" атамана Всевеликого войска Донского Виктора Водолацкого, крайне озабоченного возможным изменением этнической карты юга России. Как следует из досье "НГ", Виктор Петрович - выпускник двух факультетов Ростовского университета, кандидат социологических наук. К тому же он - заместитель губернатора Ростовской области, руководитель представительства областной администрации при правительстве РФ. В этой связи хотелось бы уточнить: является ли идеология, изложенная в интервью, основополагающей в деятельности Водолацкого как одного из руководителей области? Или сии публицистические искания обуревают его как лидера добровольно-любительской исторически-традиционалистской организации - казачьего войска? Вопрос этот далеко не праздный, ибо грозное программное заявление Виктора Петровича, вынесенное в заголовок, вполне укладывается в известную схему "Россия для русских". А это уже совсем другая история┘
Атаман сетует, что в "ряде донских районов нарушается баланс между коренным населением и пришельцами". К последним относятся азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, корейцы, цыгане и т.д. Но кого считать коренным населением и кого - пришельцами?
Казачество, о защите которого от инородцев печется атаман Водолацкий, - уникальное явление в человеческой истории. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно его этногенеза, равно как и о том, народность это или сословие. Первыми "казаками" назывались отряды кочевников-степняков, угрожавших Руси со стороны Половецкого поля во времена борьбы против татаро-монголов.
Знает ли Виктор Петрович, как звали самого первого казачьего атамана? Сарык-Азман! Он считается основателем войска Донского. "Сарык" в переводе с тюркского звучит как русское слово "половец". То есть казак номер один в истории России был тюркских кровей. Другие атаманы, его сподвижники, тоже носили тюркские имена: Ермак, Ляпун, Черкас, Шадра, Татара┘ Балкарцы, карачаевцы, кумыки - братья казаков по крови.
Что, если найдутся радетели, которые призовут народ земли ростовской отказать казачеству в принадлежности к коренному славянскому народу? Куда подастся тогда атаман Водолацкий? Придется вспомнить голос крови, указующий на тесную связь казаков со степными и горскими племенами?
"Коренное население видит, как живут переселенцы, особенно кавказцы, как правило, нигде не работающие и ведущие себя агрессивно, - заявляет атаман. - Они занимаются воровством, торговлей наркотиками, грабежами". При этом он отмечает, что из 4,5-миллионного населения области 3 миллиона составляют славяне. Надо полагать, что эти 3 миллиона в идеале усвоили христианские заповеди: не убий, не укради┘ Но вернемся к историческим фактам. Вплоть до революции при казачьих частях можно было встретить офицера из горцев. Осенью 1914 г., в трудное для России время, калмыков, собравших на нужды русской армии денег и лошадей, Николай II приказал зачислить в казачье сословие. Известно, что за создание нового казачьего объединения с включением в него мусульман хлопотал казачий генерал Дутов. Как видим, не столь далекие предшественники атамана Водолацкого отличались веротерпимостью. Вряд ли они бы согласились с таким вот его заявлением: "Казаки озабочены попытками мигрирующих религиозно-этнических группировок создать очаги напряженности путем строительств мечетей". Воспрепятствование строительству мечетей в Ростовской области атаман мотивирует необходимостью противостоять "росту преступности так называемого кавказско-мусульманского оттенка" (о, могучий русский язык, ты все стерпишь!). К тому же отсутствие мусульманских храмов "позволит в дальнейшем сохранить существующий в настоящее время межконфессиональный баланс". Баланс - между чем и чем? Может быть, при отсутствии мечетей его поддерживают в Ростовской области синагоги и буддистские храмы?
Если бы атаман Водолацкий дал себе труд порыться в архивах, то увидел бы, каким этнически разнородным всегда было население Ростова. При этом донские, астраханские, кизлярские купцы посещали горные районы Кавказа, где обычай гостеприимства и куначества "так называемого кавказско-мусульманского оттенка" гарантировал им полную безопасность, бесплатное жилье, еду и корм для скота, ибо не было на свете и, слава богу, нет до сих пор священней обычая для горца, чем закон охраны и благополучия гостя. Я, горянка, никак не могу понять гордого заявления атамана: "┘автобус с турками-месхетинцами, который был выдворен из Краснодарского края, мы также отправили за пределы Ростовской области". Могу себе представить, какие чувства испытывали эти люди. До каких пределов матушки-России будут гнать их? Напомню, что это беженцы, вынужденные переселенцы, которых война и преследования заставили покинуть родную землю...
Адыги в своей истории это проходили. Из бывшего до Кавказской войны трехмиллионного населения - более двух миллионов изгнаны на чужбину. Вот и моя шапсугская фамилия почти исчезла. Еще одно поколение - и ее не станет совсем. Кому предъявлять счет? Казакам? Требовать этнической чистоты Краснодарского края? Напомнить тем, кто распоряжается на моих адыгских землях, что они сами пришлые? Но это же историческое безумие, бред.
По словам Водолацкого, "в восточных районах Дона воруют скот, перевозят оружие, дагестанцы и чеченцы насилуют русских девушек, зверски избивают и калечат парней". Да ведь это портрет всей криминальной России, где доля преступлений нацменов не больше, чем у "лиц славянской национальности". Кстати, почему-то этот термин ни разу не был упомянут в криминальной хронике - в отличие от другой знакомой идиомы.
Огораживать себя колючей проволокой, спасаясь от жестких реалий за счет чужого неблагополучия, - значит дойти до первобытных законов, когда племя тщательно охраняло вход в свою пещеру.