В "НГ" опубликованы две статьи Абдул-Хакима Султыгова, государственного советника второго ранга, - "Неизвестная борьба имама Шамиля" (16.05.02) и "Культ личности Шамиля и его последствия" (27.05.02). Автор, судя по названию второй статьи, возомнил себя новоявленным Хрущевым, развенчивающим культ личности. Придется хотя бы вкратце ответить на каждый абзац этих статей.
Если имама царь принимал по-царски, то Шамиль должен был говорить об этом в своих письмах. (Напомню: когда турецкий султан принимал имама, Шамиль не упал ниц перед ним, а просто пожал ему руку. Вечером, когда один из наибов спросил великого горца, почему он так прохладно встретился с султаном, Шамиль ответил: "Вспомните лишь два письма, которые он прислал за 25 лет войны". За 9 месяцев, что прожил Шамиль в Турции, султан так и не снарядил обещанный имаму корабль для продолжения пути в Мекку.) Абдул-Хакиму Султыгову, наверное, неведомы обычные человеческие чувства вежливости, порядочности и такта, если он позволил себе употребить слово "наложница" по отношению к великому человеку. Но это были личные письма двух государственных мужей, воспитанных по отношению друг к другу в лучших традициях своих культур. Если бы имам опасался за безопасность своего многочисленного семейства, он бы послал своих сыновей, дочерей и зятьев жить и учиться в Аравию, Турцию или Англию, как это делают некоторые нынешние "национальные лидеры".
Известно, что горцы после похорон не пляшут, не поют и не пьют. Если в этом автор статей углядел религиозный фанатизм Шамиля, то остается удивляться невежеству господина советника. По Султыгову, если бы "Шамиль не подверг избиению собственную мать", то Чечня никогда бы не воевала с Россией. Автор, видимо, очень плохо знает историю вообще и историю великого горца в частности. Например, то, что вместо своей матери имам заставил бить плетью себя, да и палача побил за то, что тот щадил Шамиля. Он единственный полководец в этой войне, кто сам непосредственно участвовал в боях - будь то сабельных, рукопашных или артиллерийских.
Не по приказам Шамиля сжигались целые селения с жителями - они сжигались карательными экспедициями колониальных войск русского царя. Кстати, сжигались вообще-то леса вокруг сел. И если говорить о деспотии на Кавказе во времена правления Шамиля, о чем пишет Султыгов, то как назвать показанные по ТВ "шариатские" расстрелы жителей России и Чечни в конце XX века?
Кстати, ставя вопрос, "был ли Шамиль борцом за веру - предводителем антиколониальной борьбы горцев", господин советник как бы вступает в полемику с Карлом Марксом. О борьбе горцев под руководством имама Шамиля красноречиво свидетельствуют слова автора "Капитала": "Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие остаться свободными". Впрочем, у Султыгова иная точка зрения.
Но, может быть, Султыгову стоило бы все-таки подняться на Ахульго или Анди, взглянуть на развалины крепостей в Гунибе и Ведено, посмотреть картины Рубо, прочитать Лермонтова и многих других классиков, воспоминания Барятинского и Ермолова, дневники русского царя? Автор пишет, что "тоталитарная военно-теократическая машина Шамиля катком прошла по институтам горской демократии Дагестана и Чечни". Но о каких институтах демократии можно было говорить в 30-40-х гг. XIX столетия? Разве что признать таковым кровную месть, с которой Шамиль боролся. Кстати, Российскую империю в этот исторический период считать оплотом демократии и гражданских свобод может только чрезвычайно невежественный человек. И в каком указе имама государственный советник прочитал об объявлении власти наследственной? Может быть, не Шамиль был "одним из величайших властолюбцев", а сам автор занимается фальсификацией, скрывая ее за витиеватыми фразеологическими оборотами? В помощь себе, как это ни кощунственно, он призвал и еще одного знаменитого дагестанца - Расула Гамзатова, великого поэта, который когда-то, в молодости, осрамил себя стихами о Шамиле, написанными в угоду КПСС, и раскаивается в этом до сих пор. Поскольку господин Султыгов взялся цитировать Расула Гамзатова, хочется привести другие строки поэта, написанные мудрым человеком в зрелом возрасте:
Окна в Европу ты
не прорубал,
С Петром тебя я сравнивать
не буду.
И не беда, что ты царем
не стал,
Имам не царь - отец
простому люду.
* * *
И пусть пока ты в бронзе
не отлит,
Достаточно того, Шамиль,
что родом
Из Дагестана ты, что
не забыт
Вершинами Кавказа
и народом!
Интересно выбрано время для публикации статей Султыгова. Только-только в Чечне наметились сдвиги в лучшую сторону - и нате, пожалуйста, плевок в лицо дагестанцам, гордящимся своим великим земляком, причем от имени человека, считающегося чеченцем. Именно считающегося, ибо никогда ни один уважающий себя чеченец, да и любой горец не позволит себе столь неуважительно отзываться о великом имаме.
Автор пытается сравнить генералиссимуса Шамиля, имама Чечни и Дагестана, о котором с великим почтением и уважением писали лучшие умы Европы и восточные философы, с сексотами, комсюками, "джентльменами удачи" и стукачами КГБ. Смешно! Кто-то воюет за нефтедоллары и нефтепровод под дудку США и Англии, а кто-то пытался отстоять независимость Кавказа.
Возможно, что и Шамиль ошибался, возможно, он признавал ошибки. В той великой 25-летней войне не ошибся, наверное, только Султыгов. Кстати, сравнение имама Шамиля с генералом Дудаевым по меньшей мере некорректно, в первую очередь из-за несопоставимости масштабов этих фигур. Это все равно, что ставить на одну доску гиганта и пигмея. Между прочим, имам Шамиль принес присягу на верность России после поражения в честной войне, желая прекратить ставшее бессмысленным кровопролитие, и данную присягу уже не нарушал никогда. Дудаев и иже с ним приносили присягу России, КПСС, СССР, но вероломно предали свою клятву, Родину (большую и малую) и народ, вскормивший их.
В завершение хочу сказать - историю изменить нельзя. Каждый народ гордится своими великими предками. Они жили, сражались и умирали за свободу своей родины, своего народа. История - лучший и беспристрастный судья, выносящий приговоры, не подлежащие обжалованию. В отношении имама Шамиля она свое веское слово уже сказала.