В статье доктора политических наук, профессора Загородникова "Нужна ли доверенность для голосования" утверждается, что форма доверенности для передачи права голоса членами Совета Федерации уже давно существует и закреплена статьей 185 Гражданского кодекса. Действительно, в указанной статье содержится положение о том, что "доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами". Однако применимо ли данное положение к деятельности членов Совета Федерации? Конечно, нет. Гражданский кодекс (ГК) регулирует "имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников" (статья 2 ГК). В данном случае члены Совета Федерации не выступают как участники гражданского оборота, и отношений, регулируемых ГК, между ними не возникает.
Отношения между ними регулируются нормами другой отрасли права - государственного (конституционного) права. Принцип гражданского права "разрешено то, что не запрещено", здесь не применяется. Предметом правового регулирования указанной отрасли являются отношения, связанные с осуществлением государственной власти, именно поэтому они нуждаются в строгой регламентации. Регламент Совета Федерации (или Государственной Думы) не дублирует нормы Гражданского кодекса. Предмет регулирования этих нормативно-правовых актов совершенно различен.
Вопрос о возможности передачи права голоса давно стал дискуссионным. В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (п. 10) отмечается, что "соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным. При этом не исключается внесение в регламент Государственной Думы дополнений, касающихся порядка передачи депутатом своего голоса в связи с отсутствием на заседании по обстоятельствам, имеющим исключительный характер". В соответствии с частью 4 статьи 101 Конституции Российской Федерации "каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности". Именно в регламентах палат Федерального собрания должны быть закреплены как возможность передачи права голоса, так и форма такой передачи. Кстати, часть 3 статьи 73 регламента Совета Федерации устанавливает, что "члены Совета Федерации, являющиеся представителями от одного субъекта Российской Федерации, при проведении голосования могут при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке, передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием". В данном положении определен вид документа о передаче голоса (безусловно, что упоминаемая здесь доверенность имеет совершенно другую правовую природу, нежели доверенность, предусмотренная нормами ГК), а также ряд ограничений при такой передаче (члены Совета Федерации должны представлять один субъект Российской Федерации, недопустима передача права голоса при тайном голосовании).
В настоящее время решение о порядке оформления доверенности Советом Федерации не принято. В любом случае только Совет Федерации определит в дальнейшем, будет ли возможно на его заседаниях голосование по доверенности.