СЕГОДНЯ многие видят реальную опасность того, что российско-американские переговоры-консультации по ПРО могут зайти в тупик. Что создаст опасность и для всего комплекса отношений России и США, усложнит формирование благоприятной внешней среды для российских реформ, подтолкнет Россию к непосильной гонке вооружений. Главный аргумент многих аналитических комментариев по проблеме ПРО: США чувствуют свою мощь и "правоту", они все равно будут делать задуманное, им не нужны даже понятные доводы, а для России лучший из вариантов - принять в целом американские представления о проблеме ПРО, пытаясь при этом сохранить собственное лицо.
Дело даже не в том, что аргументация Пионтковского в его статье "Момент для истины", логичная (подчеркиваем это) сама по себе, оставляет для российской стороны лишь, по сути, один выход - признать свою прежнюю позицию "ошибочной", косной, не соответствующей реалиям и перспективам. Если это произойдет и переговоры в целом будут протекать в дальнейшем по американскому сценарию, то насколько результативными для обеспечения международной безопасности и стратегической стабильности (о которых так пекутся США) будут их результаты? Разумеется, если переговоры - это не вещь в себе, где главное - доказать свою правоту любой ценой, не думая о долговременных последствиях для всего комплекса международной безопасности.
Одна из главных ошибок, неувязок комментариев переговоров по ПРО: сфера стратегических вооружений рассматривается в отрыве от других проблем, с ней тесно связанных. Например, от проблем региональной безопасности. Упомянем лишь такой аспект, как рост взаимного подозрения. А ведь в результате создания системы ПРО и ее региональных компонентов неизбежны рост взаимного подозрения, усиление гонки вооружений в регионах. Наконец, кардинальные подвижки в сфере стратегических вооружений в результате, по сути, превращения стратегической "триады" в "тетраду" дадут толчок поиска "асимметричных" ответов, созданию и использованию компенсирующих неконвенциональных вооружений международному терроризму, "шахидизму" и т.д. А США, их военная мощь для многих - серьезный раздражитель. Так что сосредоточиваясь с азартом на противостоянии России и Америки по проблеме ПРО (кто кого), можно упустить массу очень существенных моментов, нюансов, деталей.
Договор по ПРО-72 живет сегодня уже независимой жизнью от давших ему эту жизнь "родителей" - СССР/России и США. На нем "висит" около 40 важнейших соглашений и договоренностей в области безопасности, собственно, и лежащих в фундаменте ее современной системы. Пока ведь достойная замена ей не найдена. Так стоит ли в условиях весьма непростого переходного миропорядка, с массой неопределенностей пытаться долбить фундамент, выковыривать из него "ненавистный" Договор по ПРО-72? И стоит ли подыгрывать американцам в этой их отнюдь не созидательной работе? "Комплекс Тараса Бульбы" (я тебя породил - я тебя и убью) явно не годен для решения судьбы Договора по ПРО.
Высказываются опасения, что "несговорчивость" России по ПРО серьезно подорвет вроде бы наметившийся позитив в российско-американских отношениях. Да, это сильный аргумент - но не повод для шантажа. К сожалению, именно проблема стратегических вооружений только и "сближает" Россию и США, обеспечивает (пока) их взаимную заинтересованность. И поэтому необходимо СРОЧНО искать - и находить! - новые "точки соприкосновения": совместное решение проблем терроризма, наркотиков, стратегической и региональной стабильности, гуманизации и морализации глобальной политики и экономики и т.д.
Есть и еще одна существенная проблема. Сегодня и Россия, и Китай проявляют достаточную твердость в отношении американской ПРО. И если Россия "сдаст" свои позиции, то как это скажется на российско-китайских отношениях, на отношениях в треугольнике КНР-США-Россия? А если США попытаются сами "перехватить инициативу" в диалоге с Китаем и вернуться к разыгрыванию китайской карты (хватит ли на этот раз у США для этого собственной колоды - другой вопрос)? Однако при любых условиях Пекин должен наверняка сознавать: нынешняя ПРО создается США не для стран-изгоев и даже не для России, а именно для сдерживания своего главного конкурента в XXI веке - Китая.
Понятна торопливость Дж. Буша. Нужно выполнять (особенно на фоне неладов с экономикой) свое "хитовое" предвыборное обещание насчет ПРО. Нужно стимулировать высокотехнологичную сферу США, попавшую в нешуточный кризис. Нужно постоянно доказывать свой статус единственной сверхдержавы, что было бы особенно эффектно продемонстрировано в результате "сдачи" Россией Договора по ПРО.
Что не нужно делать России? Слишком выпячивать свою "твердую позицию". Это кое-кому в США было бы только на руку. Окажется, что Вашингтон готов создать работающую систему ПРО, накрыть всех страждущих зонтиком безопасности - но вот снова эти твердолобые "советы"! Между тем Буша и его программу ПРО и без России есть кому остановить, по крайней мере притормозить. Тем более что проблема ПРО - это вовсе не "семейное дело" России и США, как это кто-то хочет представить.
Мировое сообщество, в том числе близкие союзники США, мягко говоря, не в восторге от данной инициативы Вашингтона - есть проблемы и поважнее, а ресурс партнерской солидарности не бесконечен даже для США. Как уже говорилось, инициатива США явно раззадорит кое-кого на собственные подвиги в сфере военных высоких технологий, а также на закупки систем ПВО/ПРО у той же России, причем на очень приличные суммы. Есть еще много других "тормозящих" факторов и помимо позиции России.
Сегодняшняя позиция России (назовем ее "эластичной"), пожалуй, в реально сложившихся условиях ОПТИМАЛЬНА. Она в меру уважительна в отношении стремления Дж. Буша чем-то очень серьезным "отметиться" за время своего нахождения у руля мощной сверхдержавы. Она в меру консервативна, а здоровый консерватизм сегодня в большой цене на международной арене. Она, наконец, достаточно хорошо аргументирована и понятна, в том числе американской стороне. В США обязательно должны услышать российские аргументы, но если только ЗАХОТЯТ услышать.
Согласимся с Пионтковским в главном: "момент для истины" во всем комплексе проблем, связанных с ПРО, еще не наступил - ИСТИНА НЕ ВПОЛНЕ ОЧЕВИДНА.