СТАТЬЯ Владимира Пехтина "Спасти детей может только цензура учебников" затрагивает одну из важнейших проблем не только системы образования, но и дальнейшего развития России. Справедливо видя в образовании приоритетный ресурс нации, г-н Пехтин озаботился патриотическим воспитанием молодого поколения. Какие же рецепты предлагает лидер фракции "Единство"? Оказалось, все те же - проверенные десятилетиями коммунистического режима: государственная цензура учебников; изучение военной истории; восстановление системы ДОСААФ; военные игры для подростков и посещение ими воинских частей, с тем чтобы "максимально приблизить обстановку к боевой"; возврат к нормативам "Готов к труду и обороне", с включением стрелковой подготовки и элементов рукопашного боя; воссоздание тиров, авиаклубов и других военизированных учебно-тренировочных заведений.
Итак, обществу предложено вновь вернуться к системе воспитания военизированного патриотизма. Эта система хорошо знакома по советским временам - через нее было пропущено едва ли не все население СССР. Тем более целесообразно сопоставить многолетние усилия и результаты. А они таковы. Как известно, Советский Союз был распущен вопреки итогам Всенародного референдума, однако "патриотически" воспитанные массы не выступили в защиту единого Советского государства. По данным социологов, 70% граждан России убеждены: за происходящее в стране они никакой ответственности не несут, поскольку не имеют возможностей влиять на власть. Позицию внеэлитных слоев трудно назвать патриотической. В основе патриотизма - личная сопричастность и ответственность за все, что происходит с нашей родиной.
В итоге в России - десятки миллионов людей, отчетливо осознающих свое бессилие перед властями. Исторически, традиционно они связывают надежды на изменение своего положения к лучшему лишь с усилением верховной власти.
Может быть, пример патриотизма подают правящие слои? Эксперты считают: финансово-экономическая элита высокопрофессионально вывезла из России не менее 200 млрд. долл. и продолжает "без законных оснований вывозить 20-25 млрд. валютных средств в год" (Л.Баринов, "Больше, чем криминал", "НГ", 7.09.2001). Это патриотизм? Подобная политика по самой своей сути антинациональна. Вывезя из страны столь значительные, противоправно полученные средства, бизнес-элита наглядно продемонстрировала: свое будущее она видит без России и вне России. При этом, как показали социологи, преуспевающая часть общества примерно на две трети состоит из представителей номенклатуры КПСС. А уж эта публика, определяя себя как "авангард общества", неизменно пребывала в первых рядах "патриотов".
Возможно, лучше обстоит дело с патриотизмом административной элиты? Увы, государственная бюрократия России прочно удерживает одно из первых мест в мире по уровню коррупции. Осмелимся предположить: мало что так противоречит национальным интересам, как продажность государственного аппарата. Органы МВД РФ ежегодно фиксируют сотни тысяч финансово-экономических преступлений, при этом их основная масса - "хищения бюджетных средств, в которых участвуют высокие региональные и столичные чиновники" ("НГ", 26.05.1999).
Таким образом, десятилетиями воспитывая население на "лучших образцах" военизированного патриотизма, коммунистический режим воспроизвел к концу ХХ столетия правящую элиту того же интеллектуально-нравственного убожества.
Неважно обстоит дело и с патриотизмом интеллектуальной элиты. Не в силах защитить свои насущные интересы и не выдержав нищенского существования, Россию за годы реформ покинули около 150 тыс. кандидатов и 20 тыс. докторов наук.
Специалисты, изучающие общественно-политические процессы современной России, отмечают: политическая культура большинства населения - не столько активная культура граждан, сколько пассивная культура подданных, что дало повод говорить о "безгражданском обществе". Удивляться не приходится. Формирование политической культуры с целью воспитания гражданина, а не подданного, - такой задачи перед отечественной системой образования не стояло никогда. Не ставится она и сегодня, о чем свидетельствуют как предложения лидера крупнейшей парламентской фракции, так и настойчивые попытки в ходе реформы образования "сократить" изучение социогуманитарных дисциплин.
По мнению автора настоящих заметок, одна из фундаментальных причин переживаемого Россией системного кризиса - провал в области массового социогуманитарного знания. Науки об обществе не стали историческим и политическим компасом нации. Преодолев в течение ХХ столетия технико-технологическое отставание, выйдя во многих областях науки и техники на уровень мировых лидеров, Россия осталась по преимуществу страной архаичной социальной и политической культуры.
Итоги последнего десятилетия неопровержимо свидетельствуют: высочайший уровень естественнонаучного, инженерно-технического, математического, музыкального и т.п. образования - еще не гарантия адекватных знаний о жизни социума. Это одна из наиболее значимых причин социально-политической беспомощности населения, что позволило посткоммунистической бюрократии расхитить национальное достояние России. Происшедшая деиндустриализация экономики, деградация систем образования и медицины, науки и социальной сферы, нищета ветеранов - все это во многом обесценило те реальные достижения, за которые народ заплатил миллионами жизней.
Таким образом: коммунистическое воспитание народа в духе военизированного патриотизма не спасло СССР от развала, а Россию от деградации. Смена вектора исторического развития требует максимального использования интеллектуальных ресурсов нации и ответственной политики с позиций национальных интересов. Это, в свою очередь, предполагает воспитание гражданского патриотизма и формирование гражданского общества, что с неизбежностью вступает в противоречие с интересами противоправного обогащения элит.