ЕСЛИ верно утверждение, что в споре рождается истина, то полемизировать с ученым такого масштаба, как Георгий Ильич Мирский, не только полезно, но и приятно.
В своей статье "Палестинская трагедия", споря со мной, уважаемый оппонент, по сути дела, проводил тезис о невозможности в ближайшем будущем достичь разрешения палестино-израильского конфликта. Свой ответ я хотел бы для краткости свести к трем основным моментам.
Во-первых, нам удастся избежать многих ошибок, если мы будем чаще обращаться к опыту прошлого.
Короля Марокко Хасана II в последний год его жизни (а он был одним из самых искусных и уважаемых политиков на Арабском Востоке, хотя до вступления на престол зарекомендовал себя этаким плейбоем) спросили, кем бы он хотел стать, если бы не был королем. Ответ монарха был весьма показателен: "Я преподавал бы историю".
Развитие событий на нашей планете показывает, что ничего невозможного нет, особенно в плане решения конфликтных ситуаций. Можно привести многие примеры из далеких времен, но стоит, пожалуй, ограничиться сравнительно недавним периодом.
Авантюристические планы Гитлера заставили создать коалицию, причем достаточно эффективную, идеологически непримиримых противников.
Чудом конца двадцатого века называют решение проблемы апартеида - между тем о невозможности скорого излечения этой язвы человечества было написано немало трудов как раз накануне переговоров Манделы с де Клерком.
И накануне объединения Йемена, и накануне объединения Германии скептики публиковали статьи, где весьма убедительно доказывали, что ожидать единства в ближайшее время нельзя. Таких примеров можно привести немало (правда, справедливости ради, видимо, стоит напомнить слова цитируемого Г.Мирским философа, который говорил, что уроки истории никому не шли на пользу; но Гегель жил в XIX веке, а сегодня на дворе XXI).
Этнические и религиозные конфликты не знают простых решений, тем более что палестино-израильское столкновение перешло в конфликтную ситуацию эпохи глобализации, одной из характерных черт которой является противостояние богатых и бедных. Годовой доход палестинцев на оккупированных территориях в среднем колеблется около 2 тыс. долл. на человека, между тем израильтяне сумели за годы мирного процесса увеличить ВВП на душу населения до 19 тыс. долл.
Оставшаяся в единственном числе сверхдержава попыталась монополизировать роль посредника в арабо-израильских отношениях, но не сумела решить этот застарелый спор - слишком произраильским был курс Вашингтона. Некоторые политологи высказывают в этой связи мысль о том, что если бы мирный процесс 90-х гг. возник в период холодной войны, искомое решение было бы найдено. К сожалению, история не знает сослагательного наклонения...
Между тем в самом конце 2000 - начале 2001 г., то есть на переломе двух тысячелетий, условия для достижения компромисса почти созрели: появились контуры решения проблемы Иерусалима; видимо, существовала реальная возможность разработать формулу улаживания вопроса о беженцах. Вероятно, стороны могли бы договориться о модальностях будущего палестинского государства.
Об этом периоде еще много будет написано, в том числе, наверное, и в мемуарах непосредственных участников событий, и только тогда мы сумеем сделать окончательный вывод о том, насколько действительно были близки стороны к развязке конфликта. В то время Бараку, по всей видимости, не удалось просчитать возможные варианты внутриполитического развития, американцам не хватило объективности, но тем не менее отрицать важность проделанной работы нельзя - появилась реальная ткань договоренностей, которые должны были скрепить сосуществование палестинцев и евреев. В конечном счете этому сожительству нет альтернативы, и мирный процесс все равно будет пробивать себе дорогу. Новые реалии создаются подчас независимо от желания того или иного политического деятеля. Сегодня, спустя почти 22 года с момента подписания Кэмп-Дэвидского мирного договора, Израиль остается в глазах абсолютного большинства египтян врагом номер один, тем не менее за этот период более 20 тыс. египетских мужчин женились на израильских женщинах.
Арабо-израильский конфликт, сам по себе архисложный (может быть, один их самых запутанных споров современности), к тому же отягощен тяжелейшими последствиями - новыми жертвами, кровопролитием, усилением экстремистских элементов с обеих сторон. Но любые, даже длительные войны все равно заканчиваются миром.
В данном случае речь может идти о пакете детальных, хорошо продуманных, выверенных компромиссов, которые сняли бы озабоченность и той, и другой стороны. Это вполне возможно и достижимо. Конечно, для этого нужно приложить очень много усилий: необходимо, как говорят по-русски, напрячь мозги. Самые простые решения в такого рода кризисных ситуациях - силовые. Политический выбор много сложней; он требует глубинного анализа, тщательного учета расстановки сил, предполагает нестандартные ходы, не говоря уже о проницательности, мужестве и воле.
Было бы непростительной ошибкой допустить потерю капитала, накопленного за 10 лет мирного процесса. При этом следует иметь в виду, что малый пожар всегда тушить легче, чем большой. Есть ли смысл дожидаться новых жертв, чтобы начать действовать более решительно и энергично?
Разумеется, только время покажет, будет ли использован имеющийся реально шанс добиться урегулирования, но в том, что он существует, нет никакого сомнения. Сейчас, когда начавшийся в 90-е гг. мирный процесс практически сходит на нет, важно разработать с помощью коллективных усилий новые рамки пакетного урегулирования, которые открыли бы путь к договоренности самих заинтересованных сторон. Кстати, дальновиднее иных политиков оказался Папа Иоанн Павел II, который во время визита в Сирию посетил мечеть Омейядов в Дамаске (став первым понтификом, переступившим порог мечети) и призвал к диалогу христианства и ислама. Тем самым римский первосвященник попытался как бы создать позитивный настрой для усилий по выработке взаимоприемлемых решений.
Опыт 90-х гг. показывает, что в одиночку никто не может помочь достижению подлинного урегулирования арабо-израильского конфликта. Здесь нужны объединенные усилия всего международного сообщества, прежде всего США, России и Европейского союза.
Во-вторых, Россия несет свою долю ответственности за поиски мира на Ближнем Востоке: у нас традиционно широкие связи с арабским миром, а сейчас хорошие отношения и с Израилем, где минимум каждый четвертый говорит по-русски. Здесь, видимо, уместно напомнить, что первое еврейское поселение в Палестине в 80-х гг. XIX века основали на берегах реки Яркон бежавшие от погромов из России исступленно верующие эмигранты (ими руководила организация "Возлюбленные Сиона"), а Советский Союз сыграл значительную роль в появлении Государства Израиль. Поэтому именно Российская Федерация имеет немалые возможности, пользуясь доверием обеих сторон, содействовать выработке устраивающих как палестинцев, так и израильтян соглашений.
В-третьих, сейчас от войны на истощение страдают обе стороны. Девять месяцев противостояния нанесли значительный материальный урон и палестинцам, и израильтянам. И поэтому, несмотря на всю горечь потерь, диалог необходим.
Любая дорога, даже в 10 тысяч миль, начинается с первого шага, но его надо сделать, а не сетовать на трудность движения. Дорогу осилит только идущий.