СТАТЬЯ Александра Рябушева под говорящим само за себя названием "Янтарная лихорадка" посвящена модной сегодня теме - янтарному бизнесу в Калининградской области и, в частности, ситуации вокруг единственного в стране Янтарного комбината.
Автор бьет тревогу: несмотря на все принимаемые меры, ценное сырье разворовывается на корню и вывозится за рубеж! А коли руководство не может навести порядок своими силами, не лучше ли пока карьеры затопить, дабы прекратить расхищение всенародного достояния?
Впервые о том, что добыча янтаря будет законсервирована на два года, громогласно заявил заместитель генпрокурора РФ Владимир Зубрин, сославшись на слова побывавшего в Калининграде полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе Виктора Черкесова. А дальше пошло-поехало. Неудивительно, что когда сам Черкесов приехал на комбинат, его сразу же окружили возмущенные рабочие с закономерным вопросом: куда девать те 1600 человек, что сейчас трудятся на здешнем производстве, - при том, что все население поселка Янтарный, где расположено предприятие, не превышает 6 тыс. жителей?
Тогда представитель президента сказал, что его "неправильно поняли" и что речь о закрытии уникального производства сейчас не идет. Более того, в правительстве постараются помочь янтарной отрасли найти инвестиции. Правда, для этого и сам комбинат, и калининградский анклав в целом должны позаботиться о собственной привлекательности в глазах солидных инвесторов.
Со стороны трудового коллектива, руководства предприятия такое желание налицо. Производство практически оправилось от последствий разрушительной приватизации 1993 г., когда рабочие годами не получали зарплату, сам комбинат безнадежно увяз в долгах по налогам бюджетам, всех уровней, а его счета были арестованы. Итоги "прихватизации" были оспорены в суде, и комбинат из акционерного общества стал унитарным государственным предприятием. Сегодня, по словам его гендиректора Валерия Громцева, многолетние долги по зарплате погашены, а средний размер зарплаты увеличился с 520 рублей в 1998 г. до 1173 в 2000-м. Почти вдвое по сравнению с 1998 г. возросла и реализация продукции в свободных отпускных ценах (с 46,8 до 98 тыс. руб.). Более того, в нынешнем году, убежден гендиректор, у комбината есть реальные шансы погасить все долги перед бюджетом. Дали бы только спокойно работать.
Но о какой инвестиционной привлекательности может идти речь, когда в печати и в кабинетах постоянно муссируются слухи то о закрытии комбината, то об отделении от него карьеров? "Утка" о консервации - из той же оперы. А буквально в последние дни заговорили о передаче предприятия из ведения Министерства финансов "под крыло" администрации области. Кому выгодно держать в постоянном напряжении комбинат и его работников? Да тем же, кто компрометирует их в глазах всего мира и потенциальных партнеров, распространяя басни о миллиардных хищениях янтаря.
В разных изданиях называются разные цифры, но почти все они не имеют ничего общего с действительностью. По утверждению А.Рябушева, с комбината ежегодно уходит на сторону до 60% сырца, а убытки, нанесенные экономике России только за последние годы, превысили ни много ни мало... 500 млн. долл.! Но ведь все разведанные запасы янтаря на обоих месторождениях комбината (Покровском и Синявинском), по данным геологов, не стоят больше 80 млн.
Далее. Весь контрабандный янтарь, изъятый на границах Калининградской области в 2000 г., оценен специалистами в... полтора миллиона рублей! К тому же вес его - 1800 кг - никак не сопоставим с сотнями тонн, якобы уплывающими ежегодно за пределы России. Но сколько даже из этих 1800 кг. унесено именно с комбината, определить невозможно. Ведь янтарные "клондайки" разбросаны практически по всей области. Несанкционированная, варварская добыча камня ведется в районе поселков Муромское и Филино, ловцы янтаря орудуют на мелководье по периметру морского побережья. Милиция лишь изредка отпугивает этих старателей.
Мало кто знает, что какую-то часть добытого янтаря комбинат совершенно официально отгружает различным фирмам, имеющим соответствующие лицензии. Эти фирмы платят живые деньги, которые так необходимы. Кроме того, сырцом иногда выплачиваются налоги в местный бюджет. Куда потом идет этот камень, выяснить практически невозможно. Зато известны имена ряда предпринимателей, уже пойманных в последние годы с поличным при попытке нелегально вывезти янтарь за границу. Зачем же все сваливать на один комбинат?
Никто, конечно, не будет утверждать, что на предприятии нет проблем, в том числе и в смысле воровства. В свое время публикации, подобные "Лихорадке", привлекли сюда целый поток искателей удачи из материковой России. В карьеры ринулись и стар и млад. Охранявшая тогда карьеры милиция просто не справлялась с толпами самодеятельных старателей. Ситуация изменилась после реорганизации системы охраны, последовавшей вслед за возвращением предприятию статуса государственного. Создание собственной службы безопасности позволило перекрыть большинство каналов для расхитителей. О масштабах хищений, например в 2000 г., можно судить по таким цифрам. За этот год сотрудниками службы безопасности, вневедомственной охраны и отдела режима было изъято в общей сложности 358,8 кг украденного янтаря на сумму 166 673 руб. Даже если предположить, что вылавливать удается не всех несунов, до миллионов "зеленых" это явно не дотягивает.
Кстати, против самого тесного взаимодействия с новой администрацией области в Янтарном ничего не имеют. Но откуда у области возьмутся средства на инвестиции, на реструктуризацию производства и систему охраны, на обновление износившихся фондов? К тому же надо признать, что у политики региональных властей на протяжении последнего десятилетия не было преемственности. Многочисленные программы реструктуризации отрасли сменяли одна другую, причем каждая новая губернаторская команда перекраивала решения прежней. К тому же нет никакой гарантии, что вслед за "хорошим" губернатором не придет "плохой", который наломает дров, как это было в начале 90-х...
Люди устали от неуклюжих реформ. Им хочется спокойно жить и работать, будучи уверенными в завтрашнем дне. И они не заинтересованы в том, чтобы вокруг их предприятия раздували страсти.
Калининград