0
1381
Газета Полемика Интернет-версия

02.06.2001 00:00:00

Не в ладах с историей

Владимир Харитонов

Об авторе: Владимир Харитонов - доктор исторических наук, профессор Харьковского университета.

Тэги: желябов, кучерена, полемика


РЕЗЮМЕ статьи Анатолия Кучерены "Когда люди плачут - Желябовы смеются" не подлежит сомнению. Экстремистский террор порочен. Он делает убийства "нормой жизни", порождает террор государственный.

Однако вызывают возражения алгоритм и сущность доказательств, к которым прибегает автор. Во-первых, его усиленное порицание народников-террористов искажает русскую дореволюционную историю. Нелишне вспомнить, что в свое время западные историки подвергли русских народовольцев пристрастной и разоблачительной критике и возвели их в сан основоположников современного террора. Между тем экстремистский террор был спутником всей европейской истории XIX века. При этом в отличие от бесчеловечной практики террористов новой волны народовольцы не избирали жертвами невинных людей, не знали института заложничества и т.д.

Да, Желябов смеялся на процессе первомартовцев, но вовсе не потому, что одобрял физическое насилие и кровопролитие. Он смеялся в ответ на шантаж власти, из ненависти к царизму и веры в торжество социальной справедливости.

Во-вторых, неосновательна попытка объяснить современный правовой нигилизм народническим прошлым. Разумеется, разгул народнического и особенно позднейшего эсеровского террора оказал влияние на политическую историю России многих десятилетий. Русский дореволюционный террор - один из источников красного террора. Достаточно вспомнить матроса Железнякова, готового для "благополучия русского народа" пожертвовать жизнями миллионов людей. Более чем красноречивы признания палача царской семьи Юровского, уверенного в том, что его чудовищное деяние находится в ряду первейших революционных доблестей. Однако надо принимать во внимание и беспредельную ожесточенность Гражданской войны, выдававшей индульгенцию ее участникам, а в дальнейшем - сталинской террористической инквизиции.

Источники новейшего российского правового нигилизма следует все же искать в современных реалиях - как бы ни были значимы его давние исторические корни.

Анатолий Кучерена не прав, когда он представляет народовольцев некими злодеями. Это исторически неверно по двум причинам. Во-первых, это были люди, вспоенные живительными токами эпохи великих российских реформ: шестидесятники прошлого века. Они отличались высоким нравственным закалом, идейной чистотой, бескорыстностью побуждений. Во-вторых, их деятельность негласно одобрялась значительной частью русской интеллигенции. Эта сторона дела не всегда принимается в расчет аналитиками. Как заметил Дж. Оруэлл: "Историки пишут исходя не из того, что происходило, а из того, что должно было происходить согласно различным партийным доктринам". Между тем императив получившей ныне права гражданства науки по имени герменевтика заключается в том, чтобы уметь вживаться в эпоху, смотреть на события прошлого глазами ушедшего поколения.

Для того чтобы преодолеть предвзятость к людям, которые из чистых побуждений пытались насильственными способами изменить ход истории, нужно помнить: идея революции в XIX веке была знаменем прогресса. Великая Французская революция, за вычетом дьявольской робеспьериады, заявила и утвердила высокие демократические идеалы, захватила умы многих людей. Само появление марксизма, сердцевиной которого была формула: "Революции - локомотивы истории", стало возможным потому, что историческая практика и мировая общественная мысль были движимы "революционной горячкой".

Идея революции была господствующей в России конца XIX - начала XX веков. Это доказывают свидетельства многих видных людей, вовсе не принадлежавших к числу революционеров. Николай Бердяев заметил, что помыслы о революции были религией, философией мыслящей России, Семен Франк писал: "В ту эпоху преобладающее большинство людей из состава так называемой интеллигенции жили одной верой, имели один смысл жизни, эту веру лучше всего определить как веру в революцию". Даже в великосветских салонах слово "революция" отнюдь не звучало пугающе. В родовитых семьях укрывали революционеров, содействовали им.

Ожидание революции, критическое отношение к царизму, надежда на социальное благо во многом определяли общественный резонанс террора. Террористическая практика виделась при этом как пусть и жестокий, но в конечном счете полезный катализатор социальных перемен. Владимир Вернадский вспоминал о 1 марта 1881 г.: "В день убийства... вечером были гости и были веселы, мне кажется, некоторые поздравляли друг друга... В среде нашего дома терроризм встречал сочувствие и поддержку" (Вернадский В.И. Дневники. 1917-1921, с. 59-60).

Николай Рубакин 1 марта 1941 г. записал в своем дневнике: "Сегодня знаменательный день в русской истории. 60 лет тому назад, когда мне было всего 19 лет, я искреннейше считал самую активную борьбу с царизмом единственно правильным методом общественно-полезной творческой деятельности". Этому событию он "обрадовался и заплакал от радости. Заплакал и мой отец". Стоит напомнить о лавине пожертвований эсерам после убийства ими Плеве. Красноречив русский анекдот начала 1900-х гг.: когда Боголепов, убитый эсерами, явился на тот свет, то встретившие его Плеве и Сипягин, убитые ранее, сказали ему: "А мы вас дожидались. Недоставало третьего партнера для виста" (Розанов В. Мимолетности).

Сегодня русский терроризм прошлого оценивается многими с позиции непримиримости к терроризму современному. Особенно яркий пример - споры о выстреле Веры Засулич; утверждают, что ее оправдание судом якобы означало "триумфальную победу" терроризма. Некий историк даже посчитал поступок Засулич "экзальтированной выходкой раба". Но определение "раб" несовместимо с образом смелой и самоотверженной 20-летней студентки и с идеалами русского народнического движения тех лет. Кроме того, как свидетельствовала Засулич в суде, она прибегла к оружию, лишь исчерпав все средства довести суть дела (произвол петербургского градоначальника Трепова в тюрьме) до сведения общества. Отметим, что выстрел Засулич с энтузиазмом был встречен и европейской общественностью.

Слов нет, правовые проблемы для современной России более чем злободневны. Но пути их решения следует искать не в историческом прошлом страны (хотя вековое бесправие народа, разумеется, дает импульс новейшим правовым аномалиям), а в более близких событиях и процессах, в современных реалиях.

В заключение - о некоторых фактических неточностях, допущенных А.Кучереной. Неверно считать, что первомартовский эпизод похоронил русскую Конституцию. Конституцию Россия все же получила в ходе работы Государственной Думы. Да, произошел некоторый откат реформ, усилился полицейский террор. Но в новейших исследованиях представления о якобы контрреформистском курсе Александра III подвергнуты сомнению (см.: Миронов Б. Социальная история России периода империи. СПб, 1999). Тот же Б.Миронов полагает, что к началу XX века в России сложилось правовое государство, тогда как А.Кучерена уверен, что это стало невозможно из-за последствий народнического террора.

Статья А.Кучерены - характерный пример исторической аберрации, когда революционные взгляды, сами русские революционеры попадают под жернова неуемного критицизма. Констатация этого, подчеркнем, вовсе не означает оправдания революционного насилия применительно к нашему времени - началу XXI столетия.

Харьков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
653
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
647
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
530
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
361

Другие новости