КАЖДЫЙ год, когда в конце апреля появляются публикации, посвященные очередной годовщине геноцида армян в Османской Турции, посол Турецкой Республики в Российской Федерации г-н Наби Шенсой пытается отрицать этот исторический факт, который на исходе ХХ века был признан и осужден парламентами ряда стран и Римско-Католической Церковью, а в ноябре 2000 г. - решением Европарламента.
Вот и на этот раз г-н Шенсой выступил с серией статей и интервью, где назвал эти решения, как и публикации об арменоциде, необоснованными и призвал "рассказывать людям о событиях, имевших место в истории, опираясь на существующие сведения, документальные и архивные источники". Следуя его призыву, обратимся к некоторым из них.
Документы истории неопровержимо свидетельствуют, что на подвластной Турции территории Западной Армении геноцид армянского населения проводился веками и особенно усилился со второй половины XIX столетия. "Есть общества, - пишет известный исследователь проблем геноцида Лео Купер, - в которых акты геноцидной резни на протяжении значительного периода времени предшествуют окончательному уничтожению, ярким примером чего является турецкий геноцид армян".
Относительно положения армян в 1870-х гг. корреспондент лондонской газеты "Таймс" Норман писал, что оно "крайне бедственное┘ В большинстве деревень и городов мужчины, женщины и дети были убиты самым жестоким образом".
Десятки тысяч подобных сообщений вынудили великие державы осудить политику турецких властей и принять в 1878 г. соглашения, обязывающие правительство Турции незамедлительно прекратить погромы армянского населения, а также начать проведение демократических реформ для улучшения его социально-экономического и политического положения.
Однако власти Османской империи пошли по пути уничтожения всего армянского народа. В 1890-х гг. было вырезано более 300 тыс. человек армянского населения в Сасуне, Зайтуне, Урфе, Ване, Этине и других районах. Об этих злодеяниях сообщалось, в частности, в датированном 20 июня 1895 г. докладе международной следственной комиссии в составе официальных лиц Франции, Великобритании, Италии и России с участием представителей Турции.
Политику полного уничтожения армянского народа переняли у османских правителей пришедшие к власти младотурки. Этот факт признал даже верный друг младотурок - немецкий посол в Турции Вангейгем, который в своем донесении канцлеру Германии Бетман-Гольвегу писал, что "турецкое правительство в самом деле поставило своей целью уничтожение армянской нации в турецком государстве".
Маскируя свои планы, турецкое правительство официально заявило, что в условиях военных действий оно депортирует армян в глубь страны. По этому поводу посол США в Турции Генри Моргентау отмечал: "Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни". Германский консул в Эрзеруме Шойбнер-Рихтер 2 июня 1915 г. телеграфировал в Константинополь в посольство, что депортация армян "равносильна массовому уничтожению".
Министр внутренних дел Турции Талаат-паша в телеграмме губернаторам предписывал: "Вам уже сообщалось о том, что по указанию Джемиета было решено полностью уничтожить проживающих в Турции армян┘ Не обращайте никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести".
Геноцид армян осуществлялся с оголтелым изуверством. По описанию известного юриста-международника А.Мандельштама, "жестокие избиения палками, вырванные глаза, ногти и волосы, отпиленные и отрубленные носы, руки, ноги и другие части тела, прижигание каленым железом, подвешивание к потолку, подбивание лошадиных подков к ступням своих жертв - ничто не отсутствовало в списке".
Массовая резня армянского населения и разграбление имущества имели место также в Восточной (Кавказской) Армении, о чем говорилось в специальной ноте Народного Комиссариата РСФСР от 12 апреля 1918 г. Министерству иностранных дел Германии.
Геноцид армян де-факто и де-юре признан большинством стран мира. Еще 24 мая 1915 г. в Париже, Лондоне и Петрограде одновременно была опубликована Декларация России, Великобритании и Франции, в которой признавался факт геноцида армянского населения и ответственность за это была возложена на турецкое правительство.
Раскрывая историческое значение этого документа, Ю.Г. Барсегов в книге "Геноцид армян - преступление по международному праву" (М., 2000) отмечает, что аналогичную по содержанию и целям Декларацию приняли 2 ноября 1943 г. СССР, Великобритания и США. Ею устанавливалась ответственность гитлеровцев за совершенные над другими народами зверства. "На его основе, - пишет автор, - было заключено специальное соглашение и создан Международный военный трибунал. А на Нюрнбергском процессе главный британский прокурор Х.Шоукросс геноцид армян охарактеризовал как одну из основ формирования нюрнбергских норм права об ответственности за преступления против человечества".
В книге "Армянские ужасы" Арнольд Тойнби писал: "Весь этот ужас, все эти преступления были совершены над армянами, невзирая на отсутствие даже малейшего вызова с их стороны. "Мы находимся в состоянии войны", - вероятно, возразит турецкое правительство". Именно этот "аргумент" военного времени наряду с утверждениями об "агрессии России против Турции" используется турецкими властями в течение десятилетий. К нему же прибегает и посол Турции в своем интервью.
Однако этот аргумент опровергается решениями правительства младотурок и высказываниями их деятелей об использовании условий войны для завершения полного уничтожения армянского населения.
Сегодня в ответ на признание парламентами многих стран геноцида армян, совершенного турецкими властями, турецкий посол заявляет: "Турция и ранее говорила о том, что решения такого рода, принимаемые парламентом той или иной страны, негативно отразятся на ее отношениях с Турцией".
Подобные суждения перерастают в политику угроз и шантажа в отношении государств, которые признали или обсуждают необходимость признания геноцида армян. Чего стоит, например, предупреждение Турции о возможном закрытии американской базы ВВС в Инджирлике и применении других санкций к США и Армении в случае голосования в конгрессе США по резолюции # 596, признающей геноцид армян в Османской Турции. А после признания арменоцида Национальным собранием Франции в январе 2001 г. власти Турции заявили о резком сокращении торговых отношений и отозвали своего посла из этой страны "для консультаций".
Следует отметить, что такую политику турецкие власти проводили еще с 1918 г. Тогда они нашли себе стратегического партнера в лице большевистской России, избрав для себя роль юго-восточного флагмана в осуществлении бредовой идеи мировой революции. Тогда это партнерство "борцов против империализма" также было построено за счет армянского народа: правительство большевиков за спиной Республики Армения передало Турции Карс, Эрзерум, Ардаган и другие территории Западной Армении, а Азербайджану - Нахичеванскую область и Нагорный Карабах. Более того, после заключения ряда соглашений и договоров между Советской Россией и кемалистской Турцией проблема последствий геноцида армян и "армянский вопрос" были преданы забвению.
Однако вопрос о геноциде армян - признанном международным правом преступлением перед человечеством и цивилизацией, - не мог быть закрыт окончательно. Мировое общественное мнение и демократические страны вернулись к нему после создания самостоятельного государства - Республики Армения, ставшей членом ООН и Европейского союза. И тем не менее современные наследники государства - виновника геноцида не только отрицают факт геноцида, но и отвергают территориальную и иную ответственность за его последствия на том основании, что на этой территории "не проживает ни одного армянина".
В этой связи уместно обратиться к истории утраты и восстановления территории евреев, также подвергавшихся перманентному геноциду. Известно, что спустя более двух тысячелетий после падения Израильского царства решением ООН от 29 ноября 1947 г. было создано государство Израиль. Хотя геноцид евреев в ХХ веке осуществлялся в фашистской Германии и на территории некоторых других стран, государство Израиль было образовано на исторической родине этого народа. Геноцид же армян осуществлялся непосредственно на их исторической родине. Понятно, что данная проблема должна найти свое справедливое правовое решение.
Поэтому правителям Турецкой Республики не следует с порога отметать признание геноцида армян Европарламентом и парламентами многих стран. Между тем г-н Наби Шенсой откровенно неуважительно отнесся к содержащимся в резолюции Европарламента от 15 ноября 2000 г. рекомендациям не только относительно необходимости публичного признания геноцида армян, но также по кипрскому и курдскому вопросам. "Есть в докладе Европарламента вопросы, - заявил он, - которые Турция не может принять. Один из них - кипрский вопрос, другой - так называемый курдский вопрос и так называемый армянский геноцид".
Между тем в мировой истории немало примеров, когда установленная после свержения тоталитарных режимов демократическая власть приносила покаяние за совершенные ими преступления в отношении других народов. Ярким примером тому служит мужественная и высоконравственная позиция Конрада Аденауэра, когда, баллотируясь на пост канцлера послевоенной Германии, он сказал немцам: "Первое, что я сделаю, если буду избран, это на коленях от имени всех немцев буду просить прощения за все то зло, что мы, немцы, причинили людям в этой войне. Если вы не хотите этого так же, как этого хочу я, не голосуйте за меня". Тогда немцы проголосовали за своего дальновидного и мудрого политического деятеля, освободились от фашистского мракобесия и вновь заняли свое достойное место в сообществе цивилизованных стран.
Аналогичным примером истинно цивилизованной оценки преступлений своих соотечественников может послужить недавнее заявление президента Польши Александра Квасьневского в связи с расстрелом в июле 1941 г. 1600 евреев на окраине польского города Едвабне. "В нашей истории, - сказал он, - тоже есть темные пятна... Подобные страшные события могут иметь разное происхождение, но не должно быть забыто главное: массовое убийство евреев поляками. Евреи должны услышать из наших уст, из уст поляков, просьбу о прощении" ("НГ", 06.04.01).
Избранная властями Турецкой Республики позиция отрицания признанного международным сообществом и получившего соответствующую международно-правовую оценку факта геноцида армян является бесперспективной. Современной или будущей власти Турецкой Республики придется согласиться с решениями и рекомендациями международного сообщества о публичном признании геноцида и об ответственности за это чудовищное преступление. Только тогда будет возможен поиск цивилизованного выхода из сложившейся ситуации. Только на этом пути возможно максимальное смягчение последствий геноцида армян и создание благоприятных предпосылок для установления добрососедских отношений между армянским и турецким народами.