В СТАТЬЕ "Дискриминация", опубликованной в "НГ", доктор исторических наук, профессор Академии госслужбы при президенте России Михаил Кузнецов высказался за создание в нашей стране федеральной русской национально-культурной автономии, мотивируя это тем, что Россия пока еще не стала государством русских ни юридически, ни фактически. Такая точка зрения меня, признаться, удивила.
Во-первых: для чего создаются национально-культурные автономии (НКА)? Для сохранения и развития языка и культуры народа и ни для чего иного. Именно эта задача решается созданием газет, телевизионных и радиопередач. Все остальное - от экономики до преступности - интернациональное. Русский язык и русская культура, имеющие давнюю историю и богатые традиции, являются государственными и поддерживаются нашим государством. А НКА в соответствии со ст. 1 Закона "О национально-культурной автономии" это общественное объединение граждан, и по уровню поддержки она находится на много ступеней ниже, чем государственная структура.
Во-вторых, на том, что НКА не государственная, а общественная организация, автор статьи акцент не делает, хотя это важно. Важно потому, что нигде, ни в одной статье закона не записано, что государство должно финансировать НКА. "Может" и "должно" - это далеко не одно и то же. На практике вот уже пять с лишним лет ни одна из существующих НКА из федерального бюджета не финансируется, и даже в бюджетной классификации исключена соответствующая строка.
Проблематично и их финансирование из региональных и местных бюджетов. Поэтому нет денег на подготовку национальных кадров, на издание учебников и методических пособий, на выпуск газеты, на теле- и радиопередачи. Это при том, что представители нерусских национальностей аккуратно платят налоги в бюджеты всех уровней. Учитывая, что какая-то часть налогов идет на развитие языка и культуры, они вправе требовать финансирования национальных школ, классов, групп или хотя бы факультативов, поддержки культуры и национальных СМИ. Пока же НКА держатся на голом энтузиазме.
Стоят ли такие ли проблемы перед русским населением? Конечно, нет. Русский язык является государственным языком, на нем идет обучение в детсадах, школах, училищах, вузах, выпускается не одна, а множество газет и журналов как на федеральном уровне, так и на региональных. Все делопроизводство на всей территории России ведется на русском языке. Песни, стихи, спектакли, кинофильмы - все это также на русском языке.
Так есть ли резон переводить русский язык, русскую культуру с государственного уровня на общественный, пока еще не подкрепленный финансированием?
Достаточно изучить положение хотя бы в одной НКА за пределами Москвы, чтобы понять неправоту суждений М.Кузнецова. Он, например, заявляет, что в Москве более десяти еврейских школ. Но ведь русских школ в той же Москве 700, 1000 или больше, - так где же дискриминация?
Проблемы, которые названы в статье, - вторжение в русский язык иностранных слов, засорение его нецензурной бранью, низкий уровень учебников, засилье иностранных фильмов на телевидении - действительно существуют. Но разрешать их можно и нужно с помощью государственных структур и рычагов. Для того и предназначены Министерство культуры, Министерство образования, Министерство печати, другие ведомства. Кто мешает углубленно изучать русскую историю, свои корни, свой язык и культуру?
Ни для кого не секрет, что вложение средств в развитие образования, культуры, здравоохранения выгодно государству. Потому что образованный, культурный, здоровый человек может сам решить свои проблемы, не перекладывая их потом на плечи государства. Вот в этом направлении и необходимо объединить усилия русской нации.
Было бы бесполезно предъявлять претензии созданному при правительстве Консультативному совету по делам национально-культурных автономий - он как не работал, так и не работает до сих пор. На него, по-видимому, просто не надо обращать внимания.
И, как бы ни негодовал М.Кузнецов, нам никуда не деться от того, что в России "многонациональный народ". Закон "О национально-культурной автономии" создает наилучшую основу для разрешения национальных проблем.