0
1667
Газета Полемика Интернет-версия

20.01.2001 00:00:00

Как интеллигент интеллигенту

Александр Рубцов

Об авторе: Александр Рубцов - политолог.

Тэги: либерализм, интеллигенция, Россия


АЛЕКСЕЙ КИВА опубликовал в "НГ" зубодробительный текст под заголовком "На обочине исторического процесса", посвященный русской интеллигенции вообще и ее постсоветскому поколению в особенности. Повод - письмо творческих деятелей, не согласных с реанимацией советского гимна. Тема - генетическая порочность нашей интеллигенции как таковой и ее прогрессирующая деградация в последние годы. С заезженными ссылками на Бердяева и Федотова и частными определениями самого автора.

Российскую культуру всегда отличала беспощадная самокритика, у русских вообще водится не жалеть себя. Но такая самокритика позволительна только нам самим. Когда нечто подобное слышится со стороны, долг всякого патриота хотя бы дать в морду.

Российской интеллигенции тем более свойственны убийственные самооценки. Но именно самооценки. Когда на эту тему начинают философствовать откуда-то извне, "из другого места", обычно выходит либо хамство, либо донос, либо творческий синтез этих нелитературных жанров.

По мнению Кивы, нашей интеллигенции "не оказалось места в условиях современного уровня развития цивилизации". Это круто, но интеллигенты так не пишут. Более того, так не пишут по-русски. "В условиях уровня", пять родительных падежей подряд и т.п. - до таких высот стиля у нас не опускается даже самая захудалая образованщина. Прежде чем учить русскую интеллигенцию и защищать от нее народ, надо сначала научиться писать на языке народа, к которому эта интеллигенция принадлежит.

Теперь по сути.

Наш народ может говорить о себе страшные вещи, потому что это великий народ. Наша культура может быть жестока в самооценках нации лишь постольку, поскольку это великая культура. И точно так же наша интеллигенция: она может быть беспощадной в самоанализе только потому, что это великая интеллигенция. Великая даже в своих завихрениях. И в беспомощности, и в разрушительных импульсах, и в тихой, самоотверженной работе, и во взлетах творчества. Надо ничего не понимать в "русской душе", чтобы думать, будто в ней можно ампутировать слабое, оставив сильное, убрать плохое, оставив хорошее. Это неразрывное целое; его можно принимать или не принимать, но нельзя исправить, ополовинив.

Независимо от оценки этого целого российская интеллигенция до сих пор еще никогда не была "на обочине". Писать о ней свысока можно только в бреду величия или, наоборот, от комплекса неполноценности. Она обрушила самодержавие и Советскую власть, дважды развалив империю. Хорошо это или плохо, но это не мелко. И это она вместе с народом создавала силу и славу старой России и нового Союза. Это она собирала империи, державшиеся не столько на штыках, сколько на цивилизующей миссии метрополии. Она может позволить себе самоуничижение именно потому, что является генератором и носителем мощной культуры, ядром собственной цивилизации.

Морально разводить эту интеллигенцию с народом - по меньшей мере нелепо. Мы все здесь друг друга стоим, и в лучших, и в худших своих чертах. То, что есть в нашей интеллигенции хорошего и дурного, вполне присутствует в народе, часто в тех же самых проявлениях. И наоборот, наша интеллигенция во всем этом воспроизводит характер народа, но лишь более оформленно, как бы с проявляющей подсветкой. Наш народ в массе и в разных своих слоях сплошь и рядом ведет себя, как типичный российский интеллигент, напичканный моралью, мечтами и непрактичным пафосом, много ищущий, но мало делающий, а потом вдруг подвигающийся на эпохальные деяния и немыслимую героику. В целом же это один психологический тип, одна генетика.

У этой интеллигенции всегда были напряженные отношения с государством. Но не более напряженные, чем у народа, который власть в России веками запугивала и использовала. Главная межа здесь не между интеллигенцией и государством, а между государством и обществом, которое в этой отстраненности равно представлено интеллигенцией и народом. Или, точнее, народом, включая интеллигенцию. Эта отстраненность происходит не оттого, что у нас такая интеллигенция, а оттого, что у нас такое государство. Таким оно было и до, и после революции. Можно удивляться интеллигентским рефлексам неприятия власти, но при такой власти какие еще могут быть рефлексы?

Как бы там ни было, наше государство некоторым образом эволюционирует. В том, что касается его взаимоотношений с обществом, оно эволюционирует, может быть, очень неровно и не теми темпами, какими хотелось бы, но явно не в худшую сторону. Даже за время так называемого застоя оно изменилось до неузнаваемости: достаточно сравнить начальную и конечную стадии того тридцатилетия. Можно как угодно критиковать существующее положение, но сейчас мы ближе к цивилизованной политической системе, чем когда-либо за всю свою историю.

И кто являлся "вдохновляющей и движущей силой" этого исторического процесса? Сама власть, которая в муках, через губу и с диким запозданием начинала выговаривать то, что давно говорилось на каждой кухне? Или те, кто помалкивал в тряпочку в страхе потерять место у скудной кормушки и не найти ничего взамен по причине банальной профнепригодности?

Без этой самой "либеральной интеллигенции", со всеми ее капризами и неконструктивностью, мы до сих пор отоваривали бы талоны и славили "Малую землю" под диктовку сугубо конструктивных товарищей. При этом надо понимать, что это только сейчас интеллигенция расслаивается на "либеральную" и┘ словом, другую. При советской власти, в том политическом спектре, практически вся интеллигенция была либеральной. Тогда спрашивается, на ком держалась наша культура, наука, даже обороноспособность?

Защитники народа от интеллигенции любят спрашивать: кто дал интеллигенции право учить народ? Такого права никто не дает и дать не может. Его нельзя даже "взять". Его имеют или не имеют. Оно приходит вместе с другими заслугами перед этим самым народом. Поэтому, когда теперь письма творческих деятелей приравнивают к писулькам "групп товарищей", инспирированным тогдашним агитпропом, это неприличное и, боюсь, сознательное передергивание. Когда свинарка писала от имени "всего советского народа", все понимали, что это говорит не она, а идеологический отдел ЦК. Саму по себе свинарку никто бы не услышал и даже не опубликовал. Когда сейчас по политическим вопросам высказывается творческая интеллигенция, такое мнение значимо ровно в той мере, в какой значимы сами эти люди. Они говорят только потому, что их слышат, а слышат их потому, что они это свое право говорить уже заслужили. Потому что это агрессивно-непослушное меньшинство кое-что заметное и полезное для страны сделало еще задолго до того, как позволило себе высказываться.

Другое дело, что наша либеральная интеллигенция своим дистанцированием от власти чуть не угробила преобразования, ею же вдохновленные и политически подготовленные. Все эти годы она продолжала мстить власти как таковой за все свои прошлые унижения, вольные и невольные. Но у новой власти хватило ума быть выше этого. Поэтому государство и интеллигенция, хотя и вновь поругались, но все же впервые не рассорились.

Теперь ссора вновь назревает, и совсем не нужно подливать масла в огонь. Если кто-то в этом заинтересован, то только "обочина", пытающаяся компенсировать свою политическую и умственную невостребованность.

Власть не особо нуждается в интеллигенции, только пока кажется себе сильной. Когда у нее начинаются проблемы с потенцией, она обращается к преображенским и сама же резко осаживает швондеров, думающих, что они ей несказанно услужили. Даже советский тоталитаризм знал некоторую меру в гонениях на интеллигенцию, потому что эта, казалось бы, самодостаточная и всесильная мегамашина не могла не подпитываться живой кровью.

Российская интеллигенция в своей особой ипостаси и в самом деле будет в какой-то мере уходить с общественно-политической арены по мере укоренения демократии и либерального порядка. Но пока у нее более чем достаточно простора для своей традиционной активности - и в политической, и в исторической перспективе. Скорее наоборот: чем больше власть будет давать поводов для подозрений в "подмораживании", тем больше она будет гальванизировать некоторые врожденные свойства нашей интеллигенции, а именно ее дистанцирование от власти и жесткую полемику с государством. При этом власти полезно помнить, что на длинных дистанциях государство в этих соревнованиях у нас никогда не побеждало.

Что же касается исторических перспектив российской интеллигенции как "особой общности", то вся она не умрет даже при триумфальной победе демократии и либерализма. ХХ век показал, что наша интеллигенция в этих своих проявлениях теперь далеко не уникальна. Ее младшие сестры появились и благополучно здравствуют даже в странах со стандартным уровнем демократического развития. Творческие деятели и интеллектуалы фрондируют, пестуя свою оппозиционность, в условиях, в которых свободному человеку бороться вроде бы уже не за что.

Вопреки мнению Фукуямы с торжеством либерализма история не кончилась - просто начинается история либерализма, у которой хватает своих противоречий и поворотов. И, похоже, в этом будущем мире та интеллигенция, прообраз которой зародился в России, окажется, как и прежде, в фарватере исторического процесса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1161
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2995
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2105
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1676

Другие новости