СТАТЬЯ "Эклектика среднего пути", критически оценивающая книгу Лужкова и Владиславлева "С верой в себя и в Россию", удивила: оказывается, эти энергичные, отнюдь не робкие политики обнаружили "эклектичный, аморфный, половинчатый" подход к построению новой российской идеологии. Больше порыва и решительности, - советует Н.Павлов авторам книги, - определяйтесь, за кого вы и ваше "Отечество": за национальные корни или прививки чужого опыта, за "нутряное" или "вдуманное", за русскую сердечную правду или рациональность западной демократии.
Если считать, что XXI век уже наступил, то третье столетие слышит Россия эти славянофильско-западнические "бинарные оппозиции". Или, что то же самое, "исконно русские вопросы", которые своей логической неразрешимостью кого угодно доведут до исступления и паралича воли.
Если интеллектуальные проблемы не разрешимы логическим путем, они разрешаются практикой. Общественная практика есть критерий истины. Теперь, говорят, чтобы специализироваться в марксистской философии, надо ехать из России в Германию или США. Так что приходится напоминать старые добрые истины марксизма.
Общественная практика последних десяти лет XX века вплотную приблизила Россию к решению "русских вопросов". Тут уже, по Ленину, "чтобы объединиться, надо размежеваться". Размежевались до предела: Бурбулис против Сажи Умалатовой, "патриотизм - прибежище негодяев" и осанна "невидимой руке рынка" - против прохановских газетных передовиц и двадцати процентов электоральной поддержки Жириновского. Потом началась конвергенция, движение к общей средней точке. И это прекрасно, что бы кто ни говорил...
"Точка Омега", вокруг которой сегодня объединилось большинство, описывается формулами: "цивилизованный патриотизм", "солидаризм", "дозированное присутствие государства в экономике на основе системы национальных приоритетов". Повторяем, такой консенсус - уникален в России.
Впервые после пережитых шараханий, псевдореформ и настоящих реформ в обществе сложилось некое согласие с тем, в какую сторону должна плыть та самая лодка, где мы все сидим. Политики, сформировавшие этот интегральный курс, уже одним этим заслужили почетные места в российской истории.
И первое место в ряду этих политиков принадлежит Юрию Лужкову. В годы ельцинизма он отстаивал (и, как мог, осуществлял) соединение рыночной экономики с державностью, наступательной внешней политики с интеграцией в мировое хозяйство. Лужков создал идеологическую моду на такую политику, которая стала сегодня основным направлением государственного развития России.
Конечно, Лужков - идейная предтеча Путина. Все, с чем пришел Путин, Лужков в меру своих возможностей делал раньше. Лужков не стал Путиным политически - в значительной степени в силу того парадокса, что в сознании избирателей остался связан с ельцинской эпохой, тогда как общество востребовало новых лидеров. Однако Лужков вызывает симпатии своим уважением к народным нравственным ценностям, сопричастностью неказенному русскому патриотизму, неприятием унижения национального достоинства. На этих струнах играет и Путин.
Юрий Лужков и Александр Владиславлев (второй человек в "Отечестве", руководитель его текущей работы) написали книгу, которая объединяет три плана: определение исходных мировоззренческих опор, выработка идеологии и постановка конкретных практических задач и целей, на которые должно сегодня работать российское общество. Речь не идет о конъюнктурных призывах и лозунгах. Напротив, книга интересна прежде всего тем, что авторы, не пытаясь позиционировать "Отечество" в нынешнем политическом спектре, ведут серьезный разговор о том, что же такое сегодня Россия, с ее непростой историей и острейшими проблемами. Не партия "Отечество" занимает здесь авторов, а судьбы России. Их идеология - это не средство "промывания мозгов": авторам не нужны "готовые" идеологии, на которые XX век оказался необычайно богат. В определении этого неоднозначного термина они как бы возвращаются в нулевую точку - к "Словарю русского языка" Ожегова - и понимают идеологию как "совокупность определенных воззрений и убеждений". Здесь действительно надо начинать с "фундаментальных основ бытия", с вопросов материализма и веры, духовности и свободы.
В книге Лужкова и Владиславлева Н.Павлов не заметил главного - вдумчивой попытки, не прибегая к надоевшим клише и агрессивным выпадам, выстроить новую идеологию, которая явилась бы мировоззренческой основой для объединения самых разных людей, озабоченных судьбами России. Лидеры "Отечества" вовсе не претендуют на провозглашение некой невиданной доселе "национальной идеи" или на окончательное решение "проклятых" русских вопросов - как того требует их оппонент.
Цель авторов книги прежде всего в осмыслении всего духовно-исторического опыта России в контексте современного изменившегося мира, в понимании того, на каких ценностях следует объединяться, какой образ России и как должен вписываться в новую мировую систему координат. Они ничего никому не навязывают (редкое явление в нашей политике и публицистике) и не провозглашают конечную истину. Они размышляют и приглашают читателя размышлять вместе с ними. Они ничего не отбрасывают априори, но и не заимствуют готовых ответов. Книга подкупает именно отсутствием претенциозности, вниманием ко всем достижениям общественной мысли, из которых "синтезируется новое качество".
А не пора ли, действительно, отказаться от поднадоевших антитез XIX века? Весь мир, в том числе и западный, меняется стремительно - и не только по образу жизни, но и по образу мыслей. И противопоставление особого русского пути, русской идеи современному миру выглядит просто нелепым анахронизмом.
Давно назрело ощущение, что в наших мировоззренческих поисках пора бы на минутку остановиться и провести известную в философии методологическую процедуру редукции, т.е. "вынесения за скобки" (конечно, временно, условно) всех идеологических оппозиций, по отношению к которым определяла себя российская мысль (Запад-Восток, демократия-диктатура, патриотизм- космополитизм и пр.). Чтобы понять, кто мы сейчас и куда нам идти, необходимо сделать первый непредвзятый шаг - осмыслить все историческое наследие: и российское, и мировое. Именно такой шаг делают Лужков и Владиславлев. Несомненно, они преследуют свои партийные цели - выработку идеологии "Отечества". Однако то, как это делается, не может не вызывать понимания. Авторы доброжелательно обращаются ко всем соотечественникам, независимо от политических убеждений. "Повторите наш путь, - говорят они, - и, мы уверены, вы встанете в ряды наших единомышленников".
Главные выборы прошли. Острота сиюминутных политических баталий, решавших вопрос "кто?", схлынула. Пришло время решать "как?" и "куда?".