В СВЯЗИ с приближением юбилейной даты - 1400-летием принятия ислама в некоторых регионах РФ - интерес к этой проблематике значительно возрос.
Однако, к большому сожалению, в деле подготовки к юбилею между его инициаторами и организаторами нет единого мнения относительно точной даты его проведения. Так, Духовное управление мусульман Дагестана, а с ним и компетентные ученые Северного Кавказа, ссылаясь на конкретные исторические документы, полагают, что первые арабы-мусульмане появились в Дербенте в 642 г. Этот год по григорианской хронологии и является годом начала исламизации дагестанского населения. Другое мнение опирается на показания лунного календаря (хиджры) и сводится к тому, что 1400-летний юбилей принятия ислама следует отмечать уже в текущем году. Подобной позиции придерживаются сторонники движения "Рефах" и их представители в Госдуме. В частности, депутат Госдумы председатель ОПОД "Рефах" Абдул-Вахед Ниязов.
Можно вполне согласиться с автором в том, что 1400-летие ислама необходимо отметить, как эпохальное событие в жизни не только российских мусульман, но и мусульманской уммы в целом. Другое дело - и это самое главное, - необходимо все делать в срок, по общепризнанному календарю, рассматривая точкой отсчета 642 г., когда в Дагестан прибыли первые арабы-мусульмане. Причем отмечать главное мероприятие из числа юбилейных торжеств в Дербенте, где помимо всего так много общепризнанных святынь ислама - больше, чем в любом другом регионе России.
В статье Абдул-Вахеда Ниязова "Юбилей по лунному календарю" помимо спорных утверждений о дате принятия ислама россиянами имеются серьезные несоответствия принципиального характера и по другим вопросам, связанным с историей распространения мусульманской религии в России.
Процесс исламизации населения отдельных регионов России не является единым процессом и синхронным актом.
Арабо-мусульманская экспансия и процесс исламизации органически неделимы. Фактически одним из важнейших последствий арабских завоевательных походов в Дагестан было распространение здесь ислама, который, вытеснив все формы домусульманских культов, постепенно установил господство в духовной жизни местных народов. Арабская экспансия сопровождалась миграцией - переселением арабов в завоеванные страны. Эти факторы в совокупности оставили глубокий след во всех сферах общественной жизни - экономической, социальной и духовной.
Ислам, возникший как надплеменная монотеистическая религия арабов, после укрепления позиций на своей родине стал распространяться за пределами Аравийского полуострова, в азиатских и африканских странах. В пределы Кавказа ислам стал проникать в условиях арабо-мусульманской экспансии при "праведных" халифах Омаре (634-644 гг.) и Османе (644-656 гг.), Али (656-661 гг.), а при Омейядской династии он значительно расширил здесь рамки распространения и укрепил позиции. Так, арабские армии на территории Азербайджана появились в 639 г., в районе Дербента - в 642 г. Эти даты свидетельствуют о том, что арабская экспансия достигла пределов нашей страны с середины VII в. и тогда же начался процесс исламизации населения в завоеванных районах.
Арабы пришли прежде всего не как освободители народов, а как завоеватели. Об этом свидетельствуют многие исторические документы и главным образом сочинения самих арабских авторов.
Процесс исламизации местных народностей продолжался веками. Для дагестанского населения арабы были обычными иноземными поработителями, захватчиками. Дагестанцы с оружием в руках поднялись против них, чтобы бороться за свою свободу и независимость. Поэтому не следует обращать внимание на конъюнктурные заявления мусульманских и других идеологов, которые говорят о триумфальном шествии мусульманской религии по всему миру, якобы проходившем без всякого сопротивления и борьбы.
Процесс завоевания Кавказа арабами, начатый при халифе Омаре, продолжался и в последующие века: арабские халифы ставили те же цели и задачи, что и при покорении других стран и народов.
Особенно характерна в этом отношении история завоевания Дагестана, которому арабские халифы в своих захватнических планах уделяли особое внимание. Через Дагестан проходил единственный путь (Дербентский проход), связывающий не только Северный Кавказ с Закавказьем, но и всю юго-восточную Европу с районами Ближнего, Среднего Востока, Средней Азии. Дербентский проход был одним из важнейших магистральных путей между Востоком и Западом. Поэтому арабы называли Дербент "Баб ал-абваб" - "ворота всех ворот" халифата.
В 642 г. в период правления халифа Омара арабские войска под командованием Абдурахмана Ибн Рабийи подошли к Дербенту и близлежащим районам, заняли их и там обосновались. Ибн ал-Асир сообщает, что "в этом 22 (642-643) г. был завоеван ал-Баб". Через Дербент в основном осуществлялись великие миграции народов с востока на запад, с севера на юг. И арабские завоеватели хорошо поняли важное значение дербентского пути для халифата, для охраны его северного фланга от проникновения и набегов Хазарского каганата. Надежное прикрытие северного фланга дало возможность арабам спокойно обосновываться в богатых районах Закавказья и Средней Азии. Здесь столкнулись интересы двух могущественных держав - Арабского халифата и Хазарского каганата. Так, например, арабы начиная со второй половины VII в. после завоевания района Дербента неоднократно устраивали военные походы в целях покорения горного Дагестана. Однако особых успехов они не имели.
округ города Дербента на плодородных землях арабы организовали военные поселения, о чем свидетельствуют названия некоторых и поныне существующих населенных пунктов, таких, как Камах, Мухаммедие, Араблинск, Аглаби, Рукел, Митаги, Марага и т.д. Об арабских поселениях на Кавказе и в Средней Азии писали и многие средневековые арабские авторы. Так, арабский путешественник из Испании Абу Хамид ал-Гарнати ал-Андалуби, который, побывав в Дагестане в 1130 г., писал, что 24 000 семей из Мосула и других городов были поселены в основном в Дербенте и близлежащих районах.
Аналогичную политику создания арабских поселений в завоеванных странах арабские халифы проводили в Иране, Северной Африке, Испании, в Средней Азии, Азербайджане, а также в других районах. Особенно интенсивно процесс колонизации покоренных стран проходил в VII-IХ вв.
Очагами распространения ислама стали: в Дагестане - Дербент, в Средней Азии - Бухара, Термез, Хорезм, в Азербайджане - Шемахи, Гянджа, Нуха и др. Процесс исламизации Дагестана был длительным. Он начался в первой половине VII в. (642 г.) и продолжался до XV в., а в некоторых районах значительно дольше. Продолжительность обращения дагестанских народов объясняется прежде всего упорным сопротивлением, главным образом чуждым социальным порядкам.
Следует отметить, что насильственный путь распространения ислама в пределах бывшего СССР не являлся единственным. В Волжско-Камском бассейне, в Приуралье, Казахстане, на Северном Кавказе ислам распространялся без кровопролития, сравнительно мирными методами. В этих районах правители и господствующая феодальная и родоплеменная верхушка в конечном итоге были заинтересованы в принятии ислама. В тот исторический период последний действительно имел большие преимущества по сравнению с другими религиями, распространенными там же. Ислам выступал религией более цивилизованного мира, касалось ли это сферы духовной культуры или затрагивало уровень социально-экономического развития мусульманских стран - более высокий, нежели в соседних христианских.
Май 922 г. признан официальной датой принятия ислама татарским народом России. С этой даты начинается история мусульманских государств Волжско-Камской Булгарии и установление экономических и культурных связей с исламскими странами Ближнего Востока и Средней Азии.
Краткий анализ истории распространения и утверждения ислама в пределах бывшего Союза показывает, что в этом процессе кроме общих есть много специфических для каждого народа черт.
Историю распространения ислама в Дагестане можно разделить на три периода, отличающиеся друг от друга не только темпами распространения новой религии, но и социально-экономическими условиями, а также различием носителей идей мусульманства. Первый период охватывает около трех веков начиная с середины VII в. и до первой половины Х в. Его условно можно назвать арабским периодом проникновения ислама в Дербент и некоторые районы Южного Дагестана. В этот период ислам в Дагестане распространялся принудительно, в основном арабскими завоевателями и переселенцами. Насаждению ислама наряду с внутренним сопротивлением мешали внешние силы, в частности Хазарский каганат. Завершился арабский период исламизации Южного Дагестана созданием арабских поселений вокруг Дербента, которые впоследствии стали очагами дальнейшего распространения ислама на всей остальной территории Дагестана.
Второй период можно назвать периодом мусульманских (внешних) династий. Он охватывает приблизительно эпоху от Х в. до завершения походов Тимура, т.е. до конца XIV в. Характерной чертой этого периода является дальнейшая исламизация Дагестана насильственным и мирным способами. На данном этапе исламизация Дагестана принимает интенсивный характер. Этому способствовало расширение культурных и торгово-экономических связей со стороны Ближнего и Среднего Востока, а также политика внешних мусульманских завоевателей в лице монголов, турок-сельджуков, Тимура, хотя этот фактор не был постоянным. Активной силой внедрения ислама в Дагестане стало миссионерство. Фактически распространителями его выступили "газии", т.е. "воители за веру". Такие крупные населенные пункты, как Дербент, Ахты, Шиназ, Цахур, Кумух, Хунзах, Рича, Кала-Курейш и другие, были центрами сосредоточения этих "воителей за веру". В этот период ислам значительно укрепил свои позиции в Дагестане.
Наконец, в третий период, который можно назвать дагестанским, завершается утверждение ислама в Дагестане. В последнем периоде в связи с изменениями в социально-экономической структуре, с дальнейшим усилением феодальных отношений в Дагестане сложились более благоприятные внутренние условия для превращения ислама в господствующую религию. В конце XV в. с принятием мусульманства дидойцами (народность Дагестана) завершается процесс распространения и утверждения ислама в Дагестане.
Отмечу, что если в первом и втором периодах при исламизации Дагестана преобладал элемент насилия, то в последнем важную роль сыграла миссионерская и проповедническая деятельность дагестанского мусульманского духовенства. Подобная периодизация распространения ислама в какой-то степени подходит к Средней Азии и Азербайджану. Хотя здесь нет полного совпадения, но много общего в исторических судьбах этих народов и в их духовной культуре.
Таким образом, когда речь идет об арабо-мусульманской экспансии и ее социальных последствиях, то одним из ее важнейших результатов является распространение и утверждение ислама в некоторых регионах бывшего СССР. Весь ход последующих исторических событий свидетельствует об огромном положительном значении распространения ислама, а вместе с ним и мусульманской цивилизации в Дагестане.
* * *
Мы очертили основные этапы исламизации, начатой одновременно с завоеванием Дербента и завершившейся полным принятием мусульманской религии народами Дагестана. Какими-либо другими источниками, доказывающими наличие иных точек отсчета в процессе распространения ислама на территории России, современная наука не располагает. В этой связи, думается, всякие манипуляции (иногда весьма занимательные) с лунными и прочими видами календарей ничего не прибавляют к истине, внося лишь ненужную околонаучную сумятицу.
Махачкала