СВЕРШИЛОСЬ! О профсоюзах и работниках вспомнили. Даже депутата-рабочего в Госдуму избрали - Анатолия Семеновича Иванова, руководителя Тольяттинского регионального союза СОЦПРОФ "Единство", а по совместительству электрика АвтоВАЗа. Но в целом отвыкли мы от производственной тематики. Очерки о передовых спецрабочих не пишут. Механизаторы села давно покинули газетные страницы, уступив место респектабельным политикам, банкирам и менеджерам. А когда вы в последний раз видели по телевидению квалифицированного токаря у станка?
Но у меня хорошие новости, уважаемые читатели: заводы и фабрики работают. Сам видел, сам с рабочими и инженерами разговаривал. Только о социалистическом соревновании что-то ничего не слышно. Одни лишь пустоглазые стенды о нем напоминают. Оно и понятно: руководящая и направляющая в лице КПРФ больше на предприятиях людей работать не учит, не хочет, да и не может. ФНПР подалась в политику и бизнес - этот штатный "приводной ремень", гладко общипанный, как цыпленок-бройлер, в боях за социальное страхование и прочие госблага, кое-где сохранил профсоюзные организации, если директорам не перечил, но хозяйским ремешком, коим работников понукают, так и остался.
Все сказанное о ФНПР в статье Юрия Миловидова "Профмутация. Получит ли ФНПР орден за построение капитализма в России?" очевидно и неоспоримо: абсолютная оторванность от реальности и насильственный сбор взносов с людей, которые об этом даже не догадываются, сговор с директорами против работников, имитация бурной деятельности за счет организованных и оплаченных митингов профаппаратчиков, беспринципность и жуликоватость. Топ-менеджмент ФНПР отличился только в извлечении личной прибыли из не принадлежащих ему по праву средств и имущества да еще в умении выказать уникальную гибкость опорно-двигательной системы или вовремя "лизнуть" начальственный торс. Обругать ФНПР несложно. К сожалению, Юрий Миловидов лишь осуждает эту организацию, не имеющую будущего, забывая о простых людях, для которых профсоюзы сегодня, пожалуй, единственная (или одна из немногих) сила, способная помочь.
Процессы, происходившие в конце 80-х-начале 90-х гг., сильно встряхнули нашу социальную структуру. Рабочий класс, колхозное крестьянство и народно-интеллигентская прослойка превратились в наемных работников или работодателей, и о профсоюзах они вспоминают крайне редко. А зря. Ведь кроме ФНПР, в России действуют другие национальные профцентры со своей методикой, принципами и, главное, реально влияющие на рынок труда. К сожалению, Миловидов этого не видит или не хочет видеть.
Недавняя мировая история зафиксировала поражение развитого социализма в соревновании с Западом. Не в оружии и не в падении цен на нефть было дело. Просто производительность труда в западных странах оказалась куда выше, а его качество - существенно лучше. Работники там не о выборах думают, а обеспечивают свои семьи. Вот и у нас, похоже, наметилась такая тенденция. Первого мая не асфальт полируют, а Всероссийский День дачника ударным трудом на 6-ти и более сотках отмечают. Подаренная природой и умноженная обучением и практикой рабочая сила стала важнейшим видом собственности, силой, создающей национальное богатство России. "Продавать" свой труд с наибольшей выгодой в странах, с которых мы пытаемся копировать свое собственное настоящее и будущее, помогают свободные профсоюзы. Есть такие и в России. И еще одно принципиальное отличие ФНПР и свободных профсоюзов России. Главной целью ФНПР является самоутверждение, а порой откровенная и циничная спекуляция на ошибках правительства. Обратите внимание: вы когда-нибудь слышали, чтобы ФНПР выступила против директора или собственника предприятия в поддержку своих рядовых членов? И не услышите. Долой Ельцина и его "семью". Долой министра труда. Долой СОЦПРОФ. За следование этим принципам ФНПР приобрела репутацию "желтого", "директорского", корпоративного профсоюза, не имеющего ничего общего с интересами работников. Юрий Миловидов говорит о необходимости реформировать ФНПР. Но реально ли это? Можно сменить руководителя-хама на интеллигента, невежду - на специалиста, бюрократа - на рабочего-вожака. Изменится ли суть? Едва ли. ФНПР так и останется "желтой" федерацией профсоюзных чиновников, размахивающих в такт голубыми знаменами перед Белым домом.
Недееспособность ФНПР приводит к тому, что ее нишу пытается завоевать КПРФ, традиционно заявляющая: "Профсоюзы с нами!" Но для коммунистов профсоюзы могут оказаться не более чем временным попутчиком, а в лучшем случае - "школой коммунизма". Достаточно вспомнить историю ликвидации "рабочей оппозиции", требовавшей передать власть в Советской России от компартии к профсоюзам.
Соглашаясь в принципе с Юрием Миловидовым, хотелось бы не просто критиковать ФНПР и обсуждать возможности ее реформирования, но пойти несколько дальше и вернуться к проблемам, волнующим всех без исключения работников современной России.
Общее их настроение сегодня негативно: там наверху суетятся и обещают улучшения, а нам все хуже и хуже - полный произвол директора и местных властей, а пожаловаться некому. Где тот мужественный человек, кто объявит нам: друзья мои, соотечественники, не обещаю я вам, что накормлю, одену и обогрею. Я вам мешать не буду и заявлений дурацких от вашего имени делать не стану. Постараюсь защитить работников от директоров, коммерсантов - от блатных, а фермеров от колхозников. Вот чего ждут сегодня люди от нашего "красного солнышка" Владимира Путина. И поэтому позволю себе дать главе нашего государства недорогие для бюджета, но эффективные рекомендации:
- Введение норм ответственности руководителя (собственника) предприятия перед обществом. Социальная роль руководителя - так организовать труд работников, чтобы результат этого труда был востребован обществом, и, следовательно, принес прибыль работодателю, а сам труд служил работникам достаточным источником средств достойного существования, был безопасным и не вредил здоровью.
- Введение обязательного лицензирования права найма работников. Необходимо дать профсоюзам реальных работодателей, а не тех, что сегодня заседают в Российской трехсторонней комиссии и от случая к случаю лоббируют собственные интересы.
- Ограничение прав градообразующих предприятий на смену юридических адресов.
- Изменение характера деятельности и возрастание роли Государственной инспекции труда, что обеспечит прямую и обратную связь между органами исполнительной власти и работниками; налаживание приема работников сотрудниками инспекции на местах.
- Активное вмешательство прокуратуры в сферу социально-трудовых отношений, что позволит избежать неправовых форм протеста работников и радикализации общества.
- Недопущение произвольного манипулирования размером и сроками оплаты труда в дисциплинарных целях или в качестве компенсации за экономические трудности предприятия, прекращение практики перекладывания функций организации производства на работников. Переход к системе оплаты труда, основанной на квалификации и рабочем времени.
- Радикальный пересмотр порядка использования собственности, созданной в СССР на средства государственного бюджета и деньги трудящихся и присвоенной сегодня десятком чиновников ФНПР. Приступить к процессу секьюритизации (превращение в ценные бумаги) профсоюзной собственности.
В этом случае и свободным профсоюзам, и ученым работы хватит. Первым - вести коллективные переговоры с топ-менеджментом акционерного общества "ФНПР", а вторым - описывать происходящее для истории. Чтобы в нашем государстве царил социальный мир.