СОБЫТИЯ на Северном Кавказе и их влияние на грузино-российские отношения стали главной темой статьи "Политика двойных стандартов". Рассматривая отдельные комментарии и высказывания руководителя одного из комитетов парламента Грузии, Дмитрий Николаев пытается доказать собственное умозаключение, сводящееся к следующему - политика двойных стандартов якобы является "излюбленной стратегией и тактикой действий официального Тбилиси в отношении России". Вместо того чтобы дать читателям газеты возможность хотя бы в общих чертах понять позицию Грузии в отношении событий на Северном Кавказе, автор рисует образ некоего врага.
Дмитрию Николаеву следовало бы знать, что, во-первых, одной из характерных черт демократического общества является плюрализм мнений. Люди вправе высказывать свое мнение по тем или иным проблемам жизни своей страны, в том числе и члены парламента. Во-вторых, официальные заявления по внешнеполитическим вопросам вправе делать только ограниченный круг лиц. Так что путь, избранный автором, представляется ошибочным.
События на Северном Кавказе, где предпринята попытка подорвать территориальную целостность России, вызывают серьезную обеспокоенность в Грузии, так как происходящее реально угрожает интересам национальной безопасности Грузинского государства и способно резко обострить обстановку в регионе. Подобная же обеспокоенность была высказана многими государствами и международными организациями, заинтересованными в укреплении мира и стабильности на Кавказе. В числе возможных последствий северокавказских событий международное сообщество выделяло опасность распространения конфликта на территорию государств Южного Кавказа, в первую очередь Грузии. Однако, по мнению президента Грузии г-на Эдуарда Шеварднадзе, маловероятно, чтобы боевые действия, которые ведет российская армия в Чечне, были перенесены на территорию Грузии. Вместе с тем он подчеркнул, что Грузия никому не даст повода для того, чтобы распространить боевые действия на ее территорию.
Позиция Грузии в отношении указанных событий была и остается четкой. Грузия поддерживает территориальную целостность России и выступает за скорейшее установление мира в Чечне. При этом руководство Грузии строго следует принципу невмешательства во внутренние дела соседнего государства и всячески пытается минимизировать для своей страны возможные последствия боевых действий в Чечне. В противном случае Грузия была бы втянута в конфликт, а если учесть и такой важный факт, как проживание в Грузии родственного чеченцам десятитысячного кистинского населения, то события в регионе могли бы привести к непредсказуемым последствиям как для Грузинского государства, так и Кавказского региона в целом.
С первых же дней боевых действий на Северном Кавказе руководство Грузии предпринимает конкретные шаги по усилению контроля на чеченском и дагестанском участках грузино-российской государственной границы. С переносом боевых действий в Чечню объектом особого внимания стал чеченский участок границы, где увеличены количество погранпостов и их личный состав.
С сожалением следует отметить - с началом боевых действий на Северном Kaвкaзе не удалось достичь понимания между силовыми ведомствами Грузии и России, что можно объяснить разностью подходов к складывающейся в регионе ситуации. В частности, речь идет о предложении грузинской стороны принять наблюдателей ФПС России для контроля чеченского участка границы, а также провести совместное наблюдение на абхазском участке грузино-российской границы, с учетом того что определенное количество жителей Чечни проникало на неконтролируемую властями Грузии территорию абхазского региона.
Сегодня грузинские пограничники перекрывают четыре горных перевала, имеющих от четырех до двенадцати ответвлений. Госдепартаментом Государственной границы Грузии на указанных направлениях выставлены пограничные наряды, дозоры и постоянные посты. Соответствующая работа ведется и по линии внешнеполитического ведомства Грузии.
Эти и другие шаги Грузии направлены на недопущение превращения страны в коридор для поставок оружия и переброски боевиков в зону боевых действий на Северном Кавказе.
К сведению Дмитрия Николаева хотел бы привести некоторые данные. Так, с сентября 1999 г. по март 2000 г. из Грузии было депортировано 270 иностранных граждан, которые пытались нелегально проникнуть на территорию РФ, в зону боевых действий в Чечне. Недавно грузинскими пограничниками было задержано 30 человек, которые пытались нелегально проникнуть на территорию Грузии через чеченский участок российско-грузинской границы. Вместе с тем следует отметить, что грузинская сторона допускает возможность единичных случаев нарушения границы, так как довольно сложный рельеф чеченского участка грузино-российской границы исключает возможность установления полного контроля над ним. О специфике данного участка границы хорошо известно и российским пограничникам, и по этому поводу руководство ФПС не раз высказывало свое мнение.
Несмотря на это, на фоне расширяющихся боевых действий на Северном Кавказе все чаще стали звучать обвинения в адрес Грузии в том, что ее территория используется чеченскими боевиками для пополнения живой силы и боеприпасов. Доводы же Грузии о том, что с учетом масштабов военных действий нереально превращение горных троп в каналы массовой подпитки чеченских боевиков, в расчет не принимались. В то же время по мере развития событий российской общественности, да и не только ей стали известны реальные каналы поставок оружия и боеприпасов в Чечню, никакого отношения к Грузии не имевшие и не имеющие.
Сегодня довольно часто звучат обвинения и предположения уже иного плана. Речь идет о якобы находящихся и Ахметском районе 2000 чеченских боевиках и функционирующем в Грузии представительстве Чечни.
В связи с этим отмечу, что сейчас по просьбе Грузии около 20 наблюдателей ОБСЕ, которые представляют 8 государств Европы, в том числе и Россию, ведут мониторинг чеченского участка грузино-российской границы. Указанные выше обвинения и предположения о нахождении 2000 чеченских боевиков на территории Грузии наблюдателями ОБСЕ не подтверждаются. Руководство Грузии убеждено, что мониторинг позволит объективно освещать ситуацию на чеченском участке грузино-российской границы, предотвратит дальнейшее обострение ситуации в регионе и будет реально способствовать укреплению доверия и сотрудничества всех заинтересованных сторон. Находившийся с визитом в марте сего года в Грузии генеральный секретарь ОБСЕ г-н Ян Кубик высказал удовлетворение деятельностью наблюдателей ОБСЕ. Что же касается так называемого представительства Чечни, то власти Грузии однозначно заявили: единственным официальным представительством России в Грузии является посольство РФ, так же, как и единственным официальным представительством Грузинского государства в России является посольство Грузии.
Грузия уже ощутила на себе последствия событий на Северном Кавказе. Это не только осложнение грузино-российских отношений. Речь идет о чеченских беженцах. Грузия, выполняя взятые на себя международные обязательства и исходя из принципов гуманизма, приютила на своей территории более 6 тыс. чеченских беженцев. По данным Госдепартамента Государственной границы Грузии, абсолютное большинство беженцев из Чечни составляют женщины, старики и дети, которые проходят соответствующую проверку различными ведомствами Грузии. Власти Грузии принимают необходимые меры для оказания помощи чеченским беженцам, и в этом существенную помощь им оказывают международные организации.
На сегоднЯшний день, когда российские войска контролируют господствующие высоты в Аргунском ущелье и выставлены усиленные пограничные посты, все более маловероятным кажется возможность прорыва чеченских боевиков в Грузию. Однако начало таяния снегов и открытие горных троп могут создать дополнительные трудности грузинским и российским пограничникам. Как заявил директор Госдепартамента Государственной границы Грузии г-н Валерия Чхеидзе, с наступлением весны грузинские пограничники оборудуют 12 новых укреппостов.
Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложность ситуации, сотрудничество между пограничными ведомствами Грузии и России развивается успешно, что помогает решать многие вопросы, связанные с обстановкой на границе. Постоянные контакты осуществляются и по линии МВД Грузии и России. Готовность Грузии совместно решать общие проблемы во имя стабильности в регионе подтверждают и мероприятия в рамках "Кавказской четверки" и СНГ. К сожалению, у Дмитрия Николаева не нашлось места в своей статье, чтобы отметить это. Существенную роль в укреплении государственных границ Грузии, в том числе и на чеченском участке, играет оказываемая грузинским пограничникам помощь со стороны ряда зарубежных государств, в первую очередь США. Подобная помощь имеет огромное значение для укрепления безопасности Грузинского государства, следовательно, и для укрепления мира и стабильности на Кавказе.
В своей статье Дмитрий Николаев касается вопроса введения визового режима между Россией и Грузией. При этом он довольно искаженно представляет позицию Грузии по данному вопросу. Вопрос введения визового режима был инициирован российской стороной, и поводом стали события на Северном Кавказе и обвинения в адрес Грузии в якобы оказываемой ею поддержке чеченских боевиков. Грузинская сторона неоднократно заявляла, что введение визового режима она считает шагом назад в отношениях между двумя странами и препятствием на пути углубления отношений между народами наших стран. Признавая суверенные права России, Грузия высказала готовность начать по данному вопросу переговоры. Непонятно, на какие источники информации опирался Дмитрий Николаев, когда заявлял в своей статье, что руководство Грузии "прилагает усилия, чтобы затянуть введение визового режима на неопределенный срок". Во-первых, введение визового режима предусматривает определенные сроки и соответствующую работу внешнеполитических ведомств заинтересованных сторон; во-вторых, МИД Грузии уже завершило работу над представленным российской стороной проектом Соглашения о введении визового режима между РФ и Грузией. Грузинская сторона подготовила свои предложения, и они будут обсуждены, когда МИД России определит конкретные сроки начала переговоров.
Не могу не затронуть еще один вопрос, который связан с материалом Дмитрия Николаева. С сожалением приходится констатировать, что отдельные представители СМИ, забывая о понятиях журналистской этики, позволяют себе оскорбительные высказывания в адрес глав независимых государств. Статья Дмитрия Николаева - яркое тому подтверждение.
В заключение хотел бы особо подчеркнуть, что Грузия за свою короткую постсоветскую историю испытала на себе все последствия агрессивного сепаратизма и терроризма. Она всегда выступала за объединение усилий в борьбе с этим злом, представляющим реальную угрозу независимым государствам - как малым, так и большим. И об этом свидетельствуют события в различных регионах мира, в том числе и на Кавказе.
Обвинять Грузию, ее руководство в политике двойных стандартов - значит демонстрировать откровенный цинизм. Не следует забывать события недавнего прошлого, когда определенные политические силы в России оказывали военную, финансово-экономическую помощь и поддержку сепаратизму в Абхазии и фактически своими действиями подготовили будущих "героев" Абхазии и Чечни.
Грузия никогда не признавала и не прибегала к политике двойных стандартов. Она всегда строго придерживалась принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. В связи с событиями на Северном Кавказе Грузия выступала и выступает за принятие совместных и решительных мер по противодействию агрессивному сепаратизму и терроризму, подрывающим территориальную целостность, стабильность и безопасность наших государств. При этом необходимо учитывать, что стабильность на Северном Кавказе не может быть достигнута без урегулирования конфликтов на территории государств Южного Кавказа.
Грузия заинтересована в развитии равноправных, добрососедских и взаимовыгодных отношений с Россией. В грузино-российских отношениях существуют определенные сложности, усугубившиеся в связи с событиями на Северном Кавказе. Но это не повод, чтобы драматизировать ситуацию, подобно Дмитрию Николаеву. Реальные пути скорейшего решения существующих проблем в отношениях между нашими странами необходимо искать на базе общих интересов. Это - стабильность, мир и безопасность в регионе, что весьма актуально сегодня как для России, так и для Грузии, других государств Кавказского региона.