0
745
Газета Полемика Интернет-версия

14.01.2000 00:00:00

Осторожно: экспроприация

Анатолий Черняев

Об авторе: Анатолий Сергеевич Черняев - бывший помощник президента СССР по международным вопросам.


ПЕРВЫЙ номер "НГ" в новом году почти целиком посвящен уходу Ельцина. Многое из сказанного в нем интересно и справедливо. Настораживает, правда, вольно и невольно проступающая апологетика. Я имею в виду, в частности, посвященную ельцинской внешней политике статью Дмитрия Горностаева "Вошел ли лидер РФ в мировую историю?"

Автор подводит баланс положительного и отрицательного в международной деятельности Ельцина и приходит к очевидному для всех выводу: отрицательного больше. А что же положительное?

Среди достижений Ельцина, пишет он, "выход из холодной войны", "установление нормального диалога" и усиление сотрудничества со странами Европы и Америки. Ельцин - президент, подписавший Договор СНВ-2. Благодаря ему Россия присоединилась к "большой семерке". Он включил Азию в сферу интересов Москвы. При нем была на 98% "решена пограничная проблема с КНР" и установлены регулярные контакты с китайским руководством. С Японией, сообщает автор, оказалось не так просто, но главное - Москва и Токио ведут диалог и наконец (!) разделили проблему спорных островов и остальные вопросы двусторонних отношений. "Европейский союз, - пишет Горностаев, - стал (при Ельцине. - А.Ч.) нашим крупнейшим торговым партнером"...

Вот, кажется, и все.

Теперь посмотрим, что из этого списка действительно принадлежит Ельцину.

Холодная война была прекращена за полтора года до того, как Ельцин стал президентом. 2 декабря 1989 г. на Мальте Горбачев и Буш заявили, что их страны более не являются противниками. Этот факт признан во всем мире.

"Нормальный диалог" со странами Запада... Дружеские или вполне доброжелательные отношения Горбачева с лидерами великих держав и многих других государств - небывалый за весь XX век феномен и фактор международного развития. Среди его партнеров по диалогу на высшем уровне (кстати, сам этот термин вошел в дипломатический оборот благодаря Горбачеву) - Рейган, Буш, Шульц, Бейкер, Тэтчер, Мейджор, Коль, Вайцзеккер, Геншер, Миттеран, Андреотти, Гонсалес, Койвисто, Любберс, Брундтланд, Карлссон, Дэн Сяопин, Накасонэ, Мубарак, Шамир, Асад, Раджив Ганди, Рафсанджани, Сухарто и другие.

Договор ОСВ-2 был подписан Бушем и Горбачевым 31 июля 1991 г. в Москве, за три недели до августовского путча. Ратифицировать его, понятно, не успели. Но ведь и "переподписанный" через год договор Буш - Ельцин не ратифицирован до сих пор.

"Большая семерка"... Вопрос о вступлении в ее состав Горбачев поставил весной 1991 г. На заседании "семерки" в Лондоне в июле того же года он выступил с программой интеграции страны в мировую экономику. Программу встретили с одобрением, и Советскому Союзу был выделен кредит в 14 млрд. долларов. Увы! Сообщение о предоставлении кредита от тогдашнего координатора "семерки" - британского премьера Мейджора - пришло в Кремль... за неделю до Беловежского соглашения, т.е. когда адресат фактически исчез. Но еще летом Коль, которому предстояло принять от Мейджора эстафету в "семерке", твердо обещал Горбачеву: на очередной Мюнхенской встрече в 1992 г. он добьется принятия СССР в этот "клуб" могущественных держав. А Коль, как известно, все свои обещания Горбачеву выполнял с немецкой обязательностью. Как бы то ни было, именно Горбачев проложил путь в "большую семерку".

Теперь к вопросу об отсутствии у Москвы при Горбачеве интереса к Азии.

Горностаев может и не знать, что Горбачев, начиная с 1986 г., не раз поднимал на заседании Политбюро вопрос об азиатском направлении политики СССР, говорил о значении и огромных перспективах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировом развитии. Но он не может не знать, что в августе 1986 г., будучи во Владивостоке, Горбачев произнес речь, обратившую на себя внимание международного сообщества и, кстати, очень насторожившую Вашингтон. В этом выступлении он представил миру целую программу развертывания многостороннего и двустороннего сотрудничества и взаимодействия в АТР, изложил свое видение того, как СССР мог бы участвовать в данном процессе. В 1988 г. Горбачев в Красноярске вновь вернулся к этой теме и с учетом реакции в мире на его владивостокскую речь предложил конкретные проекты сотрудничества со странами Азии.

Именно Горбачев осуществил прорыв в отношениях с Китаем. Его визит в КНР в июне 1989 г., переговоры и встречи на высшем уровне и документы, принятые на них, покончили с враждой, продолжавшейся три десятилетия. А без сделанного при Горбачеве для урегулирования пограничных проблем с Китаем не было бы того, чего удалось достигнуть позднее "на готовеньком", - нынешний министр иностранных дел Иванов и бывший при Горбачеве замминистра, ныне посол в КНР Рогачев, которые эти переговоры вынесли на своих плечах, могут это подтвердить.

Горностаев не упоминает об Индии - одной из великих азиатских держав. Но два визита Горбачева туда, принятие Делийской декларации, визиты Раджива Ганди в СССР, настоящая дружба между советским и индийским лидерами - разве это не проявление интереса Москвы к Азии?!

Горбачев наладил отношения с Ираном (обмен посланиями с Хомейни, визит президента Рафсанджани в Москву). Положил вместе с Америкой начало реальному процессу ближневосточного урегулирования (Мадридская конференция, где он и Буш были сопредседателями). Это ведь тоже - Азия!

Теперь Япония. Начиная с 1986 г., Горбачев вел постоянный диалог с представителями Японии как на высшем, высоком, так и на общественном уровне. Его собеседниками были премьеры Накасонэ и Кайфу, министры иностранных дел Абэ и другие, лидер Социалистической партии Дои, лидер правящей либерально-демократической партии Адзава, знаменитый общественный деятель Икэда, министры экономики, руководители крупнейших промышленных и информационных корпораций, влиятельные журналисты, представители японской интеллигенции. В апреле 1991 г. состоялся визит Горбачева в Японию, прошедший под овации японцев. И именно Горбачев - а не Ельцин, как сообщает нам Горностаев, - "выделил проблему островов из всех других отношений с Японией" (до этого Москва на протяжении 40 лет в принципе не признавала наличия территориальной проблемы). И именно Горбачев предложил логику развития двусторонних отношений, которая, по сути, сохранилась до сих пор, и настоял на ней. А именно: давайте развивать отношения по всем линиям, прежде всего экономической, давайте улучшать атмосферу взаимных связей, обогащать их содержание, налаживать разнообразные контакты между людьми, и т.д. Параллельно с этим надо работать над подготовкой мирного договора и в этом контексте продолжать поиск решения территориального вопроса.

Ничего нового за истекшие почти 10 лет ни Ельцин, ни его министры не придумали (разве что "встречи без галстуков" - предмет всеобщих насмешек). Кстати, ничего нового нет и по сравнению с теми конкретными шагами, которые предложил тогда Горбачев в Токио: постепенная демилитаризация островов, безвизовый режим, облегчение непосредственных хозяйственных связей между населением спорных островов и прибрежной части Японии и т.д.

Наконец, об отношениях с Европейским союзом... Кстати, страны, входящие в Европейский союз, "стали нашим крупнейшим торговым партнером" (на Западе) не при Ельцине, как пишет Горностаев, и даже не при Горбачеве, а еще при Брежневе. Что же касается политических отношений с Западной Европой, то можно, конечно, теперь иронизировать по поводу горбачевской идеи "общеевропейского дома". Однако тогда она была подхвачена большинством лидеров и общественности Европы. В результате этой инициативы и огромной работы, проделанной Горбачевым, в ноябре 1990 г. в Париже состоялся саммит 34 государств Европы, США и Канады. Там была принята Хартия для Европы, содержащая в себе основные идеи и постулаты общеевропейской безопасности и развития, которые до сих пор никто не отверг и которые обрисовали перспективу для европейского пространства "от Ванкувера до Владивостока".

Стамбульский саммит 1999 г. фактически все это повторил и подтвердил. А "заслуга" лидера России на этот раз состоит лишь в том, что всей своей предшествующей политикой он облегчил принятие в Стамбуле документа, гораздо менее благоприятного для нашей страны и заметно менее уважительного к ее достоинству, чем это было в Хартии-90.

Так каков "позитив" внешнеполитической деятельности Ельцина? То, что приписывает ему Горностаев, на самом деле украдено у Горбачева. Хорошо хоть, не все было разрушено и девальвировано.

Историку не пристало гадать, "что было бы, если бы было то, чего не было на самом деле", а именно - что принесли бы нашей стране, народу внешнеполитические идеи, предложения и дела Горбачева, если бы не был развален Советский Союз. Речь идет об исторических фактах, о том, что в одной из самых солидных наших газет напечатана статья, в которой сделанное Горбачевым "экспроприируется" в пользу Ельцина. Не Горностаев первый, правда, этим занимается, но он первый, кто взялся подвести внешнеполитический итог скончавшейся наконец "ельцинской эпохи".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1696
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1056
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1046

Другие новости