0
1110
Газета Полемика Интернет-версия

11.12.1999 00:00:00

РОССИЯ И ЮЖНЫЙ КАВКАЗ

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - доктор исторических наук, профессор.


ОБЩЕПРИЗНАННОЙ в политике аксиомой является утверждение о важнейшей роли благоприятных международных условий как фактора динамичного демократического развития любого государства. Тем более это относится к современной России с ее гигантским периметром границ и нестабильностью ряда приграничных регионов, прежде всего Северо-Кавказского. Государственным интересам России, безусловно, соответствует необходимость поддержания отношений добрососедства и сотрудничества со странами Южного Кавказа. Однако сегодня, к сожалению, это понимают не все. Статья Константина Варламова - очередное тому подтверждение.

Чего стоит, например, его утверждение, вынесенное в первый же абзац статьи: "Москва уже считает нынешние режимы в Грузии и Азербайджане антироссийскими и не испытывает в отношении президентов этих стран никакого доверия". Между тем речь идет о законно избранных президентах независимых государств, которые, по оценке Константина Варламова, находятся в полной растерянности, не добившись ничего от Запада и испортив отношения с Россией.

Подобного рода высказывания стали в последнее время характерными. При этом авторы зачастую не утруждают себя доказательствами и не задумываются о том, способствуют ли такого рода "опусы" реализации объективных интересов российской политики. И если подвести общий итог нынешних политико-пропагандистских акций в отношении этих государств, то вопрос о том, соблюдает ли Россия свои интересы на Южном Кавказе, праздным не покажется.

В статье Константина Варламова высказано - в ряде случаев бездоказательно - множество претензий в адрес Грузии и Азербайджана. Не представляется, к примеру, убедительной безадресная ссылка на "обилие информации об использовании грузинской территории для поставки наемников и оружия в Чечню". Тем более что обвинение достаточно серьезное - на этом основании автор приходит к выводу, что "упрямство Шеварднадзе в чеченском вопросе приведет к дальнейшим осложнениям в отношениях между Москвой и Тбилиси".

Заинтересована ли российская сторона в таком повороте событий? Разумеется, нет. Но тогда не следует нагнетать обстановку, выдвигая недоказанные обвинения, тем более что упоминаемые автором сообщения о "массовых скоплениях боевиков в Грузии и транзите вооружений через ее территорию" неоднократно опровергались в официальных заявлениях МИД Грузии. Что же касается Азербайджана, не имеющего в отличие от Грузии общей границы с Чечней, то в ходе проверок, проведенных в сентябре 1999 г. азербайджанскими и российскими военными экспертами, на территории Азербайджана не было обнаружено объектов, о которых писали некоторые московские газеты как о местах подготовки чеченских боевиков.

Другое дело, что сегодня на территории сопредельного с Чечней Ахметского района, где компактно проживают чеченцы-кистины, находится около 3 тысяч беженцев из Чечни, в основном родственники местных жителей. В начале декабря Эдуард Шеварднадзе заявил по этому поводу, что грузинские правоохранительные органы осуществляют постоянный контроль за ситуацией и если будут наблюдаться попытки террористов проникнуть через территорию Грузии в другие страны или обосноваться в самой Грузии, то они будут задержаны и наказаны. В выступлении Эдуарда Шеварднадзе, изложение которого приводится в следующем после публикации статьи Константина Варламова номере "НГ", говорится также об объективной заинтересованности Грузии в установлении стабильности на Северном Кавказе ("НГ", 03.12.99).

Необходимость борьбы с проявлениями сепаратизма в Чечне, а также в Абхазии и Нагорном Карабахе наложила неоднозначный отпечаток на характер отношений России с Грузией и Азербайджаном. Проблемы оказались гораздо более взаимосвязанными, чем это можно было предположить. Но это не означает, что, как отмечает Константин Варламов, "реальную возможность решить этнические (на самом деле политико-этнические! - А.Я.) конфликты в Закавказье имеет только Россия". Еще более не соответствующим действительности и откровенным вмешательством во внутренние дела суверенных государств представляется следующее его утверждение: "Сейчас только от Москвы зависит не только разрешение конфликтов в Закавказье, но и судьба режимов Шеварднадзе и Алиева (курсив мой. - А.Я.)".

Политико-этническим конфликтам присущи, как оказалось, свойства бумеранга. Не случайно поэтому, что после того как некоторые российские политики и военные в начале 90-х гг. поспособствовали разжиганию конфликтов на территориях Грузии и Азербайджана, Россия получила чеченский "нарыв" вместе с тем самым Басаевым, который в 1993 г. воевал на стороне сепаратистов в Абхазии.

Весной 1997 г. предметом международного скандала стали обнародованные находившимся тогда в должности министра по сотрудничеству со странами СНГ Аманом Тулеевым данные о негласных поставках российского оружия в Армению. Подобного рода действия никак не способствовали урегулированию конфликта вокруг НКР и вызвали резкие протесты МИД Азербайджана. После подписания в июле 1997 г. и последующего вступления в силу базового межгосударственного договора между Россией и Азербайджаном отношения стали постепенно нормализовываться, несмотря на сохранившиеся противоречия по ряду вопросов. Кроме того, Гейдар Алиев в ходе состоявшейся в середине октября встречи с Борисом Ельциным поддержал антитеррористические акции на Северном Кавказе, расценив их как "внутреннее дело России".

Сложнее вопрос об отношениях с Грузией. Осенью 1999 г. напряженность в российско-грузинских отношениях стала нарастать не только из-за событий на территории Чечни, но и в связи с рядом заявлений российских военных и политиков, расцененных в Грузии как вмешательство в ее внутренние дела. Во время пребывания в Тбилиси на заседании бюро Парламентской ассамблеи ОБСЕ (октябрь 1999 г.) спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнев выразил неодобрение действий ЦИК Грузии, отказавшей в регистрации для участия в парламентских выборах Единой коммунистической партии, призывающей к восстановлению СССР и потому признанной антиконституционной. Накануне ноябрьских парламентских выборов командующий военной базой РФ в Аджарии генерал-майор Вячеслав Борисов публично высказал предположение, что победу на выборах одержит возглавляемый Асланом Абашидзе оппозиционный блок и тогда российско-грузинский договор о военных базах будет ратифицирован в кратчайшие сроки. Несмотря на протесты грузинской стороны, ряд депутатов Госдумы были направлены в качестве наблюдателей в период незаконно проводившихся выборов в Абхазии.

Российско-грузинские отношения самым непосредственным образом подвержены воздействию конфликтов на территории Абхазии и Чечни, при этом грузинская сторона в последнее время неоднократно указывала российским партнерам на неправомерность осуществления политики "двойных стандартов". Так, когда Россия попыталась добиться разрешения на пропуск российских спецподразделений с целью их продвижения через грузинский участок границы в Чечню, Грузия встречно поставила вопрос об определении режима российско-грузинской границы по реке Псоу. Грузинская сторона не препятствовала проведению в начале декабря в Тбилиси пресс-конференции группы чеченских парламентариев, пытавшихся добиться ее посредничества в вопросе о проведении политических переговоров с российским федеральным Центром. Но, как выяснилось, они прибыли в Грузию не через охраняемый грузинскими пограничниками участок границы, а по Военно-Грузинской дороге, пройдя через посты российских пограничников. Что же касается пресс-конференции, то в ответ на заданный российским дипломатом вопрос ему напомнили, что абхазские сепаратисты часто проводят в Москве пресс-конференции и российская сторона этому не препятствует.

Примеры можно было бы продолжить, но уже и сейчас очевидно, что политика "двойных стандартов" не способствует установлению взаимопонимания и сотрудничества между Россией и Грузией.

Константин Варламов, безусловно, прав, утверждая, что одной из целей США в Закавказье является вытеснение России из этого стратегически важного региона и ограничение ее участия в создании транспортного коридора Европа-Кавказ-Центральная Азия. Но здесь нельзя не отметить, что и сама Россия в последние годы не проявляла должного интереса к масштабным проектам возрождения Великого шелкового пути, хотя исторически этот путь пролегал также и через предгорья Северного Кавказа. Уже сейчас очевидно, что функционирование транспортного коридора в широтном направлении Запад-Восток не будет полноценным без его дополнения подобным же коридором Север-Юг. Их пересечение в Закавказье и Центральной Азии означало бы увязку транспортных и иных коммуникаций России, Турции, Ирана, Индии, стран Ближнего и Среднего Востока и способствовало бы созданию "пояса стабильности" на южных рубежах России.

Пока практическое претворение в жизнь этих важнейших с точки зрения интересов России проектов затруднено наличием на Северном Кавказе и в Причерноморье горячих точек - конфликтов на территории Чечни и Абхазии. Пролегающий через территорию Абхазии участок железнодорожного пути - важнейшая часть транспортной системы Кавказа, из-за отсутствия которого Россия теряет сегодня многие миллиарды рублей, не говоря уже о разбалансированности ее связей с Грузией и Арменией.

У части российских политиков, политологов и журналистов возникает соблазн упрекнуть партнеров по СНГ в недобросовестной игре, попытках "вытеснить" Россию из Закавказья и в противовес ей создать в регионе новую систему союзов под эгидой США. Думается, однако, что в создавшихся условиях, когда соглашения в рамках СНГ практически не функционируют, государства Южного Кавказа - Азербайджан, Армения, Грузия - склоняются к проведению многовекторной политики (об этом, в частности, свидетельствует приведенное в статье Константина Варламова заявление Эдуарда Шеварднадзе о возможности перехода Грузии на позиции нейтралитета). Что же касается России, то если она и окажется "на обочине", то в значительной степени из-за своей нерасторопности, сосредоточенности на внутренних проблемах и противоречиях, неумения или нежелания учитывать не только интересы своих партнеров, но и свои собственные.

Сказанное подтверждается историей последних 5 лет, на протяжении которых Госдума РФ не удосужилась ратифицировать подписанный в феврале 1994 г. базовый договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Грузией (грузинский парламент ратифицировал этот договор в феврале 1996 г.). Между тем, если бы договор вступил в силу, отношения Грузии и России приобрели бы, как это подчеркнуто в его преамбуле, "новое качество", а российская сторона получила бы весомые аргументы по ряду позиций.

В статье Константина Варламова, к сожалению, отсутствуют конструктивные предложения, которые могли бы быть использованы российской политикой в отношении государств Южного Кавказа. Не дана также и оценка возможных негативных последствий введения визового режима в отношениях с Грузией и Азербайджаном не только для этих стран, но и для России. Критически оценивая политику Грузии и Азербайджана, Константин Варламов не попытался даже обозначить объективную общность интересов России и стран Южного Кавказа, прежде всего имеющих с ней общие границы Азербайджана и Грузии.

Между тем это - необходимое для всех сторон восстановление в полном объеме стратегического партнерства в сфере геополитики; поддержание военно-стратегического равновесия и устойчивых границ на Кавказе; активизация экономических связей, в том числе и в сфере бизнеса; разрешение внутренних политико-этнических конфликтов на основе общего или сходного правового поля. Совпадение объективных интересов России и стран "нового зарубежья" на Кавказе представляется, таким образом, очевидным, что, однако, не может означать их полной тождественности и их одинакового понимания сторонами. Иначе и не может быть при формировании взаимовыгодных, равноправных отношений между суверенными государствами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1268
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3139
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2232
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1787

Другие новости